Петр Ильич Чайковский… (К 180-летию великого композитора)

В 2020-м у двух великих классиков юбилейные даты.Великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому 7 мая ровно 180 лет со дня рождения, а 29 января литературная общественность отметила 160 лет Антону Павловичу Чехову.

    Еще в 1887 году, когда Чехов гостил в Бабкине, он слышал от Марии Владимировны Киселевой-Бегичевой истории о Чайковском, и уже восхищенный музыкой композитора был пленен заочным знакомством с его личностью.

    В том же году, известна даже точная дата — 18 апреля, Петр Ильич, отдыхая после изнурительной работы над оперой «Чародейка», прочитал чеховский рассказ «Миряне». Впечатление было таким сильным, что через своегоиздателя Петра Юргенсона Петр Ильич достал первый сборник Чехова «Пестрые рассказы», а прочитав и его, Чайковский написал для Чехова письмо в газету, где были напечатаны «Миряне». К сожалению, письмо не дошло до адресата, брат композитора Модест Ильич вспоминал потом о письме, как о любопытнейшем критическом очерке, содержавшем очень тонкие наблюдения и пророческие выводы о тех литературных лаврах, которых со временем удостоится Чехов.

    В декабре 1888 года Петр Ильич приехал в Петербург на череду утомительных согласований по постановке своего нового балета «Спящая красавица» и остановился у своего брата Модеста Ильича. 14-го числа к Модесту Ильичу на завтрак были приглашены друзья-писатели: поэт Плещеев и Чехов. Так и состоялось знакомство. Чехов потом рассказывал сестре: «Он просто хороший человек и не похож на полубога».

   После декабрьского знакомства, оставившего  у обоих приятнейшее впечатление, их пути вновь разошлись — Чайковский отправился в концертное турне по Германии.   В пути Чайковский писал своей знакомой Юлии Шпажинской: «Читали ли Вы что-нибудь Чехова? Этот молодой писатель обещает быть очень крупной литературной силой». В следующем письме композитор повторял эту мысль, но только еще более восторженно: «Имеете ли Вы понятие о новом большом русском таланте — Чехове? По-моему, это будущий столп нашей словесности.»

    Осенью 1889 года в Москве и Петербурге широко праздновался юбилей Антона Рубинштейна, и почетным участником праздничных концертов, конечно же, был величайший ученик Рубинштейна — Чайковский. Тогда-то Чехов и написал Петру Ильичу знаменитое письмо с необычной просьбой: «Рассказы эти скучны и нудны, как осень, однообразны по тону, и художественные элементы в них густо перемешаны с медицинскими, но это все-таки не отнимает у меня смелости обратиться к вам с покорнейшей просьбой: разрешите мне посвятить эту книжку вам». Речь шла о готовящемся к печати сборнике «Хмурые люди».

    Чайковский от этой просьбы Чехова пришел в восторг и писал брату: «Представь себе, Чехов написал мне, что хочет посвятить мне свой новый сборник рассказов. Я был у него с благодарностью. Ужасно горжусь и радуюсь».

    Чехов ждал письменного ответа, может быть, и нескорого. Но вдруг в его квартире на Кудринской площади раздался звонок, за дверью стоял Петр Ильич. Брат Чехова, Михаил Павлович, вспоминал, что помимо всего прочего, они обсуждали замысел оперы, либретто для которой напишет Антон Павлович, а музыку, ясное дело, Петр Ильич. Сюжетом выбрали лермонтовскую «Бэлу» из «Героя нашего времени». «Только, чтобы не было процессий с маршами. Откровенно говоря, не люблю я маршей», — уточнял Чайковский.

    В тот же день через несколько часов к Чехову пришел посыльный и вручил пакет от музыканта. Тот писал: «Посылаю при сем свою фотографию и убедительнопрошу вручить посланному вашу» (фото Чайковского для Чехова)

    В верхней части фотографии надпись: «А.П. Чехову от пламенного почитателя. П. Чайковский 14 окт. 89». Антон Павлович поспешил исполнить просьбу: «Посылаю Вам фотографию, книгу, послал бы и Солнце, если б оно мне принадлежало!»

На книге Чехов подписал: «От будущего либреттиста».Сестра Чехова вспоминала: «Антон Павлович в тот день был счастлив!»(фото Чехова для Чайковского)

Между ними завязалась коротенькая переписка. Из шести писем. Четыре из них — обмен любезностями, а еще два — это просьба Чехова помочь его знакомому виолончелисту, и ответ Чайковского, в котором он передает совет этому виолончелисту не ждать сольных концертов, а устроиться играть в какой-нибудь оркестр, «ведь даже сам Карл Давыдов не брезгует этого делать». А еще в одно из писем для Чехова был вложен абонемент на сезон концертов Русского Музыкального  Общества, которым с удовольствием пользовалась вся семья Чеховых.

Жаль только, что совместной оперы не получилось. Чайковский спешил отбыть во Флоренцию, чтобы засесть за сочинение «Пиковой дамы», а Чехов собирался в свою судьбоносную экспедицию на Сахалин. Так два великих человека и разъехались по своим великим делам.

Но взаимный интерес не угасал, Чайковский получил посвященный ему сборник, и любопытный факт: в его экземпляре отмечен текст в рассказе «Почта»: «Колокольчик что-то прозвякал бубенчикам, бубенчики ласково ответили ему. Тарантас взвизгнул, тронулся, колокольчик заплакал, бубенчики засмеялись». Будучи потом в Петербурге в доме Римских-Корсаковых, Чайковский и им стал нахваливать нового русского талантада так, что Надежда Николаевна Римская-Корсакова, в тот же день пошла в книжную лавку и купила том Чехова.

А Антон Павлович написал в 1892 году рассказ «После театра», где девочка, вернувшись из оперы с «Евгения Онегина», пытается написать свое «письмо Татьяны«. «Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, — до такой степени я уважаю его. Если говорить о рангах, то в русском искусстве он занимает теперь второе место после Льва Толстого, который уже давно сидит на первом», — писал Чехов. Мария Павловна Чехова вспоминала, что однажды, зайдя в комнату, обнаружила Антона у рояля, он одним пальцем пытался подобрать тему из 5-ой симфонии Чайковского. Очень полюбил Чехов последний романс Чайковского «Снова как прежде один».

Когда Чайковского не стало в 1893 году, Чехов отправил телеграмму Модесту Ильичу: «Известие поразило меня. Страшная тоска… Я глубоко уважал и любил Петра Ильича, многим ему обязан. Сочувствую всей душой».

Рассказ А. П. Чехова «После театра» под музыку П.И. Чайковского «Romance. OP 51»