Виртуальный литературный час «Обитатели одной Планеты» К 120-летию со дня рождения Антуана де Сент-Экзюпери

29 июня исполнится 120 лет со дня рождения Антуана де Сент-экзюпери. Судьба этого удивительного человека продолжает волновать умы читателей всего мира до сих пор. А его добрые и мудрые книги вот уже около ста лет восхищают и делают нас лучше. Предлагаем вашему вам сейчас окунуться в необыкновенный мир замечательного французского писателя.

«Я писал, чтобы сказать моему поколению: 

вы – обитатели одной планеты, пассажиры одного корабля» 

Антуа́н Мари́ Жан-Бати́ст Роже́ де Сент-Экзюпери́ (1900 – 1944)  — французский писатель, поэт, эссеист и профессиональный лётчик.

В жизни Антуана де Сент-Экзюпери было две страсти – литература и авиация, и благодаря именно литературе он и прославился на весь мир. Он написал несколько произведений, но мировую популярность завоевал благодаря одному – «Маленькому принцу».  В его жизни случались невероятные события и совпадения, у него была душа романтика и философа, он умел доступно рассказать об удивительных вещах и явлениях, о необходимости беречь мир, в котором мы все живем.

«Детство, этот огромный край, откуда приходит каждый!

 Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой-то страны»

А. де Сент-Экзюпе

Будущий прославленный писатель родился 29 июня 1900 года во Франции. Родной город Экзюпери – Лион. Отец мальчика был дворянином, поэтому его полное имя звучит как Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери, хотя все родные и близкие звали его просто Тони. Он стал третьим ребенком в семье, где всего воспитывалось пятеро детей. Антуану исполнилось всего четыре годика, когда от внутримозгового кровоизлияния скончался его отец. Средств для существования не стало, и мама с детьми была вынуждена поселиться у тетушки Мари Трико, которая владела замком и квартирой на площади Белькур. Жили не очень богато, зато дружно. Самым близким человеком для Тони стал его младший брат Франсуа.

Мама много занималась детьми, она научила их любить литературу и искусство. Антуан очень любил маму. Став взрослым, не отдалился от нее, наоборот, постоянно писал ей письма, наполненные сыновней нежностью и любовью, которые читаются, как литературное произведение.  

 «Со смертью каждого человека умирает неведомый мир»

А. де Сент-Экзюпери

Мама отдала мальчика в лионскую христианскую школу, потом он учился в иезуитской школе города Монтрё. Мама также позаботилась о том, чтобы четырнадцатилетний сын продолжил обучение в швейцарском католическом пансионе. В 1917  Тони стал студентом архитектурного факультета Школы изящных искусств в Париже. Он получил диплом бакалавра и собирался поступить в военно-морской лицей. Однако парню не удалось пройти конкурсный отбор. 

10 июля 1917 года от ревмокардита умер его любимый брат Франсуа, и от этого удара Антуан долго не мог оправиться. Он стал замкнутым и нелюдимым.

«Хотел бы я знать, зачем звезды светятся. 

Наверно, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою»

А. де Сент-Экзюпери

А. де Сент-Экзюпери

Судьбоносным годом в биографии будущего писателя стал 1921-й, когда его призвали в армию. Он записался на курсы пилотажа, потом попросился во 2-й полк истребительной авиации, дислоцирующийся в Страсбурге. Поначалу Антуана не допускали к полетам, он служил в обслуге самолетов, но спустя некоторое время сдал экзамены и стал гражданским летчиком. После перевода в Марокко получил право пилотировать военные самолеты.

Затем Антуан повышал квалификацию на курсах офицеров в Истре, получил звание младший лейтенант. Служил в 34-м авиационном полку в Бурже, близ Парижа. В начале 1923-го года, во время одного из рейсов, Сент-Экзюпери попал в первую авиакатастрофу, которая закончилась для него черепно-мозговой травмой. В марте того же года комиссован. 

 «Успех рождается множеством безуспешных усилий»

А. де Сент-Экзюпери

Антуан переехал в Париж и решил попытать свои силы на литературном поприще. Однако на первых порах у него ничего не получалось. Нужно было за что-то жить, и молодой человек брался за любую работу: торговал машинами, устроился на черепичный завод, продавал книги.

Постепенно приходило понимание, что дальше так продолжаться не может. Судьба послала ему случайного знакомого, который помог устроиться в авиакомпанию «Аэропосталь» на должность механика. Весной 1926 года он стал пилотом корабля, занимавшегося доставкой почты. Параллельно Антуан продолжает попытки писать. Первое произведение называлось «Южный почтовый». Осенью того же 1926 года Сент-Экзюпери назначили на должность начальника аэропорта в Кап-Джуби. Это место располагалось на краю Сахары. В 1929 году  Антуана снова переводят. Теперь он возглавляет филиал компании «Аэропосталь» в Буэнос-Айресе и продолжает летать. В 1930 году Сент-Экзюпери был произведён в кавалеры ордена Почётного Легиона за вклад в развитие гражданской авиации.

«И вот шесть лет назад пришлось мне сделать вынужденную посадку в Сахаре. 

Что-то сломалось в моторе моего самолета»

А. де Сент-Экзюпери

В 1931 году компания заявила о своем банкротстве, и Сент-Экзюпери вернулся в Европу. Вначале он снова устроился летчиком почтовых авиалиний, потом начал участвовать в испытаниях боевых самолетов. Во время одного из таких испытательных полетов Антуан снова попал в катастрофу и чуть не погиб. Его спасло только то, что водолазы сработали оперативно и профессионально.

В биографии Антуана де Сент-Экзюпери было немало экстремальных ситуаций, однако риск его никогда не пугал. Во время разработки проекта скоростного перелета он купил самолет и отправился на нем из Парижа в Сайгон. Авария случилась в пустыне, писатель выжил совершенно случайно. Его и бортмеханика, изнывающего от жажды, подобрали бедуины. Потом случилась еще одна страшнейшая авария, в которой пострадал Сент-Экзюпери. Во время рейса Нью-Йорк – Огненная Земля его самолет упал. Антуан травмировал плечо и голову, впал в кому на несколько суток. Он долго восстанавливал здоровье сначала в Нью-Йорке, а затем во Франции. 

«Быть человеком — это и значит чувствовать, что ты за все в ответе»

А. де Сент-Экзюпери

В 30-х годах Антуана привлекла журналистика, он нашел себе работу корреспондента издания «Пари Суар». Потом перешел в газету «Энтрансижен» и как ее представитель участвовал в испанской войне,  где шла гражданская война, опубликовал в газете ряд репортажей.

В апреле 1935 года в качестве корреспондента газеты «Пари-Суар» Сент-Экзюпери посетил СССР и описал этот визит в пяти очерках. Очерк «Преступление и наказание перед лицом советского правосудия» стал одним из первых произведений писателей Запада, в котором делалась попытка осмыслить сталинизм.

«Я обязан участвовать в этой войне. Всё, что я люблю, — под угрозой»

А. де Сент-Экзюпери

Сент-Экзюпери принимал непосредственное участие в боях с фашистами в годы Второй мировой войны. 4 сентября 1939 года, на следующий день после объявления Францией войны Германии, Сент-Экзюпери явился по месту мобилизации на военный аэродром Тулуза-Монтодран и 3 ноября был переведён в авиачасть дальней разведки. В июне 1941 года, уже после поражения Франции, он выехал в США. Жил в Нью-Йорке, где в 1942 году создал своё самое знаменитое произведение «Маленький принц», опубликованное годом позже на французском и английском языках с иллюстрациями автора. В 1943 году он вступил в ВВС «Сражающейся Франции» и с большим трудом добился своего зачисления в боевую часть. Ему пришлось освоить пилотирование нового скоростного самолёта P-38 «Лайтнинг»

«Умирают только за то, ради чего стоит жить»

А. де Сент-Экзюпери


31 июля 1944 года Антуан де Сент-Экзюпери отправился с аэродрома Борго на острове Корсика в разведывательный полёт, из которого не вернулся. В апреле 1948 года майора Антуана де Сент-Экзюпери официально признали «погибшим за Францию». Лишь осенью 2003 года, спустя более полвека,  специалисты подняли фрагменты самолёта с 70-метровой глубины. Один из них оказался частью кабины пилота самолета, который пилотировал Экзюпери.

«Слова только мешают понимать друг друга»

А. де Сент-Экзюпери

Всего за свои 44 года Экзюпери написал семь крупных произведений и пятнадцать маленьких. 

Творческая биография писателя началась еще в 1914 году, когда он учился в колледже. Это была сказка под названием «Одиссея цилиндра». Он представил ее на литературный конкурс и занял в нем призовое место. В 1925 году молодого автора представили популярным писателям тех лет, которые лестно отозвались о его способностях. Последовало предложение о сотрудничестве. На следующий год в печати появился рассказ Сент-Экзюпери «Летчик», который опубликовало издание «Серебряный корабль».

«Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения»

А. де Сент-Экзюпери

Устроившись на работу в «Аэропосталь», Сент-Экзюпери продолжал заниматься литературным творчеством. После возвращения на родину он заключил договор с  изданием Гастона Галлимара  на написание и издание семи романов. Экзюпери-писатель не смог бы состояться без Экзюпери-летчика.

В 1931-м его произведение «Ночной полет» было отмечено премией «Фемина», спустя год на его основе сняли художественный фильм. Катастрофа над Ливийской пустыней и последующие события литератор отразил в романе под названием «Земля людей» («Планета людей» (1939)), которая представляет собой сборник автобиографических эссе. Рассказывая о событиях, пережитых за годы карьеры летчика, автор рассуждает о таких понятиях, как долг, ответственность, предназначение человека. Он описывает два мира, в которых ему посчастливилось жить. Это пространство неба и пространство земли. Разные, они находятся в тесном взаимодействии друг с другом, создавая единую вселенную – Планету людей. Книга была отмечена премией Французской Академии.

За книгу «Ветер, песок и звезды» (1939) писатель получил Гран-при (Большую премию романа) Французской Академии. В США книга была удостоена Национальной премии года. 

«Война – это не подвиг. Война – болезнь»

А. де Сент-Экзюпери

Роман «Военный летчик» (1942) — автобиографическое произведение. Автор писал ее под впечатлением событий Второй мировой войны, в которых принимал непосредственное участие. В книге Сент-Экзюпери возвращает читателя к начальному периоду войны, к майским дням 1940 года, когда «отступление французских войск было в полном разгаре». По своей форме «Военный летчик» представляет собой репортаж о событиях одного дня. Он рассказывает о полете французского самолета-разведчика к городу Аррасу, оказавшемуся в немецком тылу.  Сент-Экзюпери писал «Военного летчика», обращаясь к побежденной Франции, и его задачей было выяснить прежде всего для себя, а затем уже для всех, потерпевших поражение основную проблему: что может сделать человек, попавший в неволю, где и в чем он должен искать опору, откуда черпать надежду на спасение. Во Франции книгу запретили, зато в Америке   она пользовалась невероятным успехом.

  «Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит»

А. де Сент-Экзюпери

После огромного успеха романа «Военный летчик» по заказу одного из американских издательств Рейналь-Хичхок Экзюпери сел за написание сказки.  Он подписал контракт и начал работу над философско-лирической сказкой «Маленький принц» с авторскими иллюстрациями. Работа  завершилась поздней осенью 1942 года.  В апреле 1943 года «Маленький принц» был опубликован в США. После выхода книги на Сент-Экзюпери свалилась мировая популярность. 

Повесть обращается к темам одиночества, дружбы, любви и потери. Несмотря на стиль детской книги, ее герой рассуждает о жизни и человеческой природе. Пилот совершает вынужденную посадку в пустыне Сахара и встречает одного необыкновенного и загадочного мальчика — Маленького принца с другой планеты — астероида Б-612. Маленький принц рассказывает о своих приключениях,   об удивительной розе, которую оставил на своей малой планете, о своей жизни на астероиде c вулканами. Он проводит время, приводя в порядок свой астероид, выпалывая баобабы, которые всё норовят глубоко укорениться и заполонить всю планету. 

«Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил» 

А. де Сент-Экзюпери

Маленький принц улетает, чтобы изучить и познать другие места Вселенной, в том числе и Землю. В результате узнаёт много важных вещей и делает недетские глубокие выводы о жизни: «Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце.  Самого главного глазами не увидишь», «Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни», «Нельзя сидеть на месте — вдруг где-то рядом оазис», «Дети должны быть очень снисходительны к взрослым»,  «Взрослые никогда ничего не понимают сами, и для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать», «Таким был прежде мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он — единственный в целом свете».

Среди других произведений Антуана де СентЭкзюпери – роман «Ночной полет» (1930-1931), повесть «Письмо к заложнику» (1943), повесть «Цитадель» (не закончена, опубликована в 1948).

Любить — это не значит смотреть друг на друга, любить — значит вместе смотреть в одном направлении.

А. де Сент-Экзюпери

Первой любовью Антуана де Сент-Экзюпери стала Луиза Вильморн.  Когда Антуан попал в авиакатастрофу, девушка  забыла о его существовании. Это был первый болезненный удар по самолюбию молодого писателя, он мучился от безответной любви. Даже когда Антуан стал успешным и прославленным автором, Луиза все равно отвергла его чувства.

Внимания писателя сумела добиться Консуэло Сунсин, с которой он познакомился в Буэнос-Айресе.  В 1931-м влюбленные устроили пышное свадебное торжество. Семейная жизнь складывалась тяжело. Характер супруги оказался достаточно скверным, но она располагала к себе образованностью и интеллигентностью. Писатель обожал жену, поэтому стойко терпел все ее придирки.

«Горюют всегда об одном — о времени, которое ушло, ничего по себе не оставив, о даром ушедших днях»

А. де Сент-Экзюпери

Антуан де Сент-Экзюпери оставил после себя небольшую библиографию, но каждое из его произведений стало настоящим шедевром. Писатель прожил достойную жизнь, хоть и очень короткую, и умер тоже достойно, как и подобает настоящему герою. Имя Сент-Экзюпери присвоено Лионскому аэропорту.