Час информации «Волшебный мир театра»

Добрый день, уважаемые читатели! 27 марта отмечается Всемирный день театра.

Театр – особый прекрасный мир. В этом мире все необычно. Театр обладает исключительными возможностями правдиво и мудро отражать на сцене движение жизни человеческого общества. Искусство театра помогает нам заглянуть в будущее, а главное учит нас видеть прекрасное в жизни и в людях.

Театр — это синтез всех искусств, он включает в себя музыку, архитектуру, живопись, кинематограф, фотографию и т. д. Основным средством выразительности является актёр, который через действие, используя разные театральные приёмы и формы существования, доносит до зрителя суть происходящего на сцене. При этом актёром не обязательно должен быть живой человек. Это может быть кукла или какой-либо предмет, управляемый человеком. Театр считается самым сильным средством влияния на человека, поскольку, видя происходящее на сцене, зритель ассоциирует себя с тем или иным персонажем, и через катарсис (очищение через страдание) внутри него происходят изменения. Основные работники театра: режиссер, актеры, гримеры, гардеробщики, осветители, билетеры, пожарные, художники, рабочие сцены.

Процесс работы над спектаклем состоит в перенесении драматургического текста на сцену — это своего рода «перевод» с одного языка на другой. В результате литературное слово становится словом сценическим.

Первое, что видит зритель после того, как откроется занавес, — это сценическое пространство, в котором размещены декорации. Они указывают место действия, историческое время, отражают национальный колорит. При помощи пространственных построений можно передать даже настроение персонажей (например, в эпизоде страданий героя погрузить сцену во мрак или затянуть её задник чёрным).

Театр- искусство «исчезающее», трудно поддающееся описанию. Спектакль оставляет след в памяти зрителей и очень мало вещественных, материальных следов. Именно поэтому наука о театре -театроведение- возникла поздно, в конце 19 столетия.

Тогда же появились две теории происхождения театра. Согласно первой, искусство сцены (как западное, так и восточное) развилось из обрядов и магических ритуалов. В подобных действах всегда присутствовала игра, участники часто использовали маски и специальные костюмы. Человек «играл» (изображал, например, божество), чтобы воздействовать на окружающий мир- людей, природу, богов. Со временем некоторые обряды превратились в светские игры и стали служить для развлечения, позже участники таких игр отделились от зрителей.

Другая теория связывает происхождение европейского театра с ростом самосознания личности. У человека возникла потребность выразить себя посредством зрелищного искусства, обладающего мощным эмоциональным воздействием.

Первые театральные представления включали в себя слово и пение, танец и движение. Подобные действа отличались синкретизмом (от греч. «синкретисмом»- «соединение»), т.е. такой степенью слитности составных частей (музыки и слова в первую очередь), что зритель не мог вычленить их в своём сознании и оценить каждую форму отдельно.

Постепенно публика научилась различать элементы представления, и со временем из них развились известные нам виды театра. Синкретизм сменился синтезом -намеренным соединением разных форм.

В настоящее время, многие театры России носят звание академические. Что это означает?

Академический театр — почётное звание, которое в СССР давалось крупнейшим и старейшим театрам.

Звание было введено в 1919 году. Первыми театрами, получившими статус академического, были шесть старейших театров страны: Большой театр, Малый театр, Художественный театр, Александринский театр, Мариинский театр, Михайловский театр.

Античный театр

Театр родился из мистерий (один из жанров театра, связанный с религией) В те времена существовали пьесы только двух жанров — трагедии и комедии. Писались они чаще всего на мифологические или исторические сюжеты. Все роли играли мужчины. Знаменитые драматурги того времени: Эсхил, Софокл, Еврипид, которых называют отцами греческой трагедии, Аристофан — отец комедии. В Греции между драматургами проводились соревнования (агон), как между спортсменами, в ходе этого действия учитывалось мнение публики.

Средневековый театр

Средневековый театр возник в X—XI веках в русле латинской традиции, но не как продолжение античной драмы. Театр вышел из литургии, но само театральное действие (жесты, голосовые эффекты, переодевания) имели своим источником народную традицию бродячих комедиантов, жонглеров.

Еще на исходе раннего средневековья на площадях и улицах городов и в шумных тавернах появлялись странствующие забавники — гистрионы. Во Франции их называли жонглерами, в Англии — менестрелями, на Руси — скоморохами. Искусный гистрион являл собой театр одного актера. Он был фокусником и акробатом, плясуном и музыкантом, мог показать номер с обезьянкой или медведем, разыграть комическую сценку, пройтись колесом или рассказать удивительную историю. В этих рассказах и представлениях жил веселый дух ярмарки, вольной шутки.

Еще более дерзостным было искусство вагантов. Здесь царили пародия и сатира. Ваганты, или «бродячие клирики», — это недоучившиеся семинаристы и расстриги-попы. На мотивы церковных гимнов они распевали хвалу «Бахусу все пьющему», пародировали молитвы и церковные службы. Гистрионы и ваганты, гонимые церковью, объединялись в братства, притягивая к себе самый разный люд. Таким, например, было во Франции «Братство беззаботных ребят» во главе с Принцем Дураков.

Церковь преследовала гистрионов и вагантов, но уничтожить любовь народа к театральным зрелищам была бессильна. Стремясь сделать церковную службу — литургию более действенной, духовенство начинает само использовать театральные формы. Возникает литургическая драма на сюжеты из Священного писания. Её разыгрывали в храме

Виды театров

Драматический театр

Русский писатель М. Горький, стоявший у истоков Большого Драматического театра, призывал создать «театр классической трагедии, романтической драмы и высокой комедии». Он писал: «Необходимо научить людей любить, уважать истинно человеческое и надо, чтобы они умели, наконец, гордиться собою»…

Согласно историческим документам, первые драматурги появились ещё в 6 тысячелетии до н.э. В Египте существовали уже первые образцы драматургии. Это были пьесы, сочиненные по случаю коронации фараонов, а также похоронные и «лечебные» пьесы- об излечении от болезней.

В 3 тыс. до н.э. появились первые ростки драматургии и в Китае: древние китайские боевые танцы, религиозные обряды, пантомимы, пластические движения, но и заговорили.

Драматургия Древней Греции- настоящий кладезь человеческих мыслей, чувств, понятий.

Тысячи писателей жили и живут на свете, почти каждый из них попробовал себя в сочинении драмы. Это и Шекспир, и Мольер, Гоголь, Толстой, Пушкин, Шоу, Голсуорси, Горький, Островский- невозможно всех величайших и значительных драматургов нашей планеты, живших в разные времена и эпохи, перечислить сразу. Любой из них- мыслитель, художник, заслуживающий памяти, уважения и бережного проникновения в сокровищницу его творчества.

В отличие от других видов сценического искусства, спектакль в драматическом театре основывается на инсценированном литературном произведении (пьесе) — предполагающем импровизацию или заранее подготовленную постановку. Для артиста драматического театра основным средством выразительности, наряду с физическими действиями, является речь, сценический костюм, грим; вместе с тем драматический театр — искусство синтетическое: он может включать в себя в качестве полноправных элементов и вокал, и танец, и пантомиму. Важную роль в драматическом театре играет режиссёр, который на основе собственной интерпретации литературного произведения руководит работой всего коллектива, а также редактирует пьесу.

«Пьеса» (фр. слово)- драматическое произведение, предназначенное для представления в театре. Каждая пьеса делится на акты. Акт (от латинского слова — «действие»)- законченная часть драматургического произведения или театрального представления. Обычно между актами в театре бывают антракты.

Впервые делить пьесу на пять актов начали в Древнем Риме. Более ранние древнегреческие драмы шли без перерывов, а их действия перемежались выступлениями хоров. В классическом театре Востока (в Китае, Японии) пьесы имеют десятки актов.

А современный нам театр ставит пьесы, которые имеют от одного до пяти актов.

Акты могут дробиться на явления, эпизоды, сцены, картины.

Монологи — это драгоценные камни пьес. В них заключено многое: они позволяют актёру открыть душевную жизнь персонажа, подвести спектакль к его эмоциональному пику- кульминации.

В драматическом театре идут постановки, как трагедий, так и комедий.

Трагедия — это самый серьёзный, значительный, глубокий жанр драматургии театра.

Сюжеты трагедии — это в основном конфликты между человеком и действительностью. Но главный объект трагедии- не эта сложная действительность, а характер героя. Он- центр и содержание трагедии.

Неслучайно трагедии назывались по имени главного героя, а затем имена трагических героев становились нарицательными. О юных влюблённых мы говорим: они- «Ромео и Джульетта». О ревнивом муже: «Ещё один Отелло нашелся». О человеке, который любой ценой готов завоевать богатство и власть, обязательно скажем: «Современный Макбет».

Люди в древности считали, что трагедия обладает целительной силой и очищает их от пороков и страстей.

Кроме трагедии, комедия, детище древнегреческого театра, — один из основных видов драмы.

Учёные считают: чем старше мы становимся, тем меньше смеёмся. А значит- все быстрее и быстрее стареем.

Но комедию стоит смотреть не только для физического здоровья, но для духовного и нравственного- тоже.

Поводы для смеха в разные времена были разными. В комедиях Древней Греции считалось смешным, когда рабы притязают на достоинство и честь. А в средневековых фарсах почти всегда комическим персонажем была женщина. Каково время, таков и смех. Но во все времена комедии высмеивали жадность, самодурство, скупость, отсутствие твёрдых взглядов, лень, тупость, потому что сколько существует человечество, все эти черты- его «тёмные» пятна.

Театр кукол

Театр кукол — одна из разновидностей кукольного вида пространственно-временного искусства, в который входят мультипликационное и не мультипликационное анимационное киноискусство, кукольное искусство эстрады и художественные кукольные программы телевидения. В спектаклях театра кукол внешность и физические действия персонажей изображаются и или обозначаются, как правило, объёмными, полу объёмными и плоскими куклами. Куклы-актёры обычно управляются и приводятся в движение людьми, актёрами-кукловодами, а иногда автоматическими механическими или механически-электрически-электронными устройствами. Среди театров кукол различают три основных типа: 1. Театр верховых кукол, управляемых снизу. 2. Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками. 3. Театр срединных кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов. Срединные куклы бывают объёмными, управляемыми актёрами-кукловодами либо со стороны, либо изнутри кукол больших размеров, внутри которых находится актёр-кукловод. К числу срединных кукол относятся, в частности, куклы Театра теней.

Пантомима

Пантонима- вид сценического искусства, основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела, мимика, без использования слов.

Самый древний вид театрального представления. Пантомима (от греч. «пантомимос» -«всё воспроизводящий подражанием»). Это искусство зародилось ещё в античности.

Современная пантомима- спектакли без слов: это или короткие номера, или развёрнутое сценическое действие с сюжетом. В 19 веке искусство пантомимы прославили английский клоун Джозеф Гримальди (1778- 1837) и французский Пьеро-Жан Госпар Дебюро. (1796-1846гг). Традиция была продолжена Этьеном Декру. Декру основал школу так называемой чистой пантомимы- чтобы делать на сцене «только то, что не под силу другому искусству» Сторонники таких представлений считали, что жест правдивее и ярче слова. В Москве Генрих Мацкявичюс организовал Театр пластической драмы, репертуар которого включает сложные и глубокие спектакли на мифологические и библейские темы.

Театр одного актера

В этом театре ставятся моноспектакли. Театр одного актёра — это спектакль с единственным исполнителем.

Раньше игру одного актера на сцене называли «творческим» или «чтецким» вечером, однако, такие вечера проводились в узких кругах и не были рассчитаны на широкую публику. В середине XVIII века появляется жанр, отдаленно напоминающий современный моноспектакль — мелодекламация, в котором драматические артисты читали произведения с музыкальным сопровождением. Ярким представителем жанра по праву считать Яхонтова В. Н., основателя театра одного актера.

Известными представителями современного театра одного актера являются: Е. В. Гришковец и его работа «Как я съел собаку» (1998), получившая в 2000 г. «Золотую маску». В 2004 году зритель увидел моноспектакль режиссера В. Б. Пази «Оскар и Розовая Дама. Четырнадцать писем к Богу» (2004 г.), главную роль в котором сыграла Алиса Фрейндлих, спектакль также удостоился «Золотой маски» в 2006 г. Большую популярность получило произведение-монолог немецкого писателя и сценариста Патрика Зюскенда «Контрабас». В 2000 г. Исполнителем главной роли стал Константин Райкин., а в 2014 г. на сцене МХТ им. Чехова состоялась премьера новой версии «Контрабаса» Г. Черепанова в исполнении К. Ю. Хабенского. В 2008 г. выходит моноспектакль «1900» (режиссер и исполнитель — О. Е. Меньшиков).

· C 1997 г. (один раз в два года) в Санкт-Петербурге проводится международный фестиваль моноспектаклей «Монокль».

· C 2008 года в Москве проводится Московский Международный фестиваль моноспектаклей

Театр теней 

Это вид театра, зрелища, в котором сюжет раскрывается спомощью динамических кадров-картин, спроецированных на экране плоскими фигурками из картона, кожи или особых цветных плёнок, управляемых артистами с помощью палочек, прикрепленных к сочленениям кукол (иногда используется система управления с помощью нитей). Куклы освещаются сзади, контражуром — на экране появляется черно белое или цветное изображение.  Т. Т. распространён главным образом у народов Азии и Ближнего Востока. Для Т. т. Характерно обращение к эпосу, фольклору, традиционное сохранение сюжетов. Образы индийского классического эпоса «Рамаяна» и «Махабхарата» остаются в представлениях бродячих кукольников Индии и Индонезии и во 2й половине 20 в. Один из старейших Т. т. индонезийский. Представление ведёт один человек (даланг), рассказывающий в сопровождении оркестра (гамелана) о событиях, развёртывающихся на экране.

Предлагаем Вашему вниманию викторину, посвященную театру.

А теперь разгадайте игру-загадку «Какие бывают театры

Мероприятие подготовила Дмитренко С.Н.