Информационный час «Святая Русь» — ко Дню Крещения Руси

Добрый день, дорогие читатели!

Среди всех народных праздников есть особенный – День Крещения Руси. Под Крещением Руси в современной исторической науке подразумевается введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем.   Традиционно это  событие принято относить к 988 году и считать началом официальной истории Русской церкви.

Первое официальное празднование крещения Руси произошло в 1888 году по инициативе обер-прокурора Святейшего Синода Константина Победоносцева.  В июне 2008 года Архиерейский собор Русской православной церкви постановил в день святого равноапостольного князя Владимира 28 июля совершать богослужение по уставу великого праздника, а также обратился к руководству России, Украины и Белоруссии с предложением включить день святого князя Владимира в число государственных памятных дат.

Приглашаем вас, уважаемые читатели,  на информационное мероприятие ко Дню Крещения Руси «Святая Русь», подготовленное сотрудниками библиотеки имени А.И. Куприна.

Первым правителем Киевской Руси, официально принявшим христианство византийского обряда, стала княгиня Ольга.    В 957 году Ольга с большим посольством нанесла официальный визит в Константинополь, известный по описанию придворных церемоний  в сочинении «Церемонии».  Ольга добивалась крещения и признания Византией Руси как равной христианской империи. При крещении она получила имя Елена.

Согласно Василию Татищеву, симпатии к христианам и христианству проявлял киевский князь (972—978 или 980) Ярополк Святославич, убитый варягами по приказу своего брата Владимира Святославича.

По со­во­куп­но­сти дан­ных ис­то­рических  ис­точ­ни­ков, крещение Руси  пред­ста­ет как це­ле­на­прав­лен­ный вы­бор князя  Вла­ди­ми­ра, обу­слов­лен­ный его лич­ны­ми ре­лигиозными исканиями и комп­лек­сом внут­ри- и внеш­не­по­ли­ти­че­ских при­чин.

Как мудрый политик князь понимал, что дикость язычества отжила свой век. В интересах Отечества и государства требовалось принять одну веру, такую, которая объединит разрозненные племена в один народ, и это поможет вместе противостоять врагам и заслужить уважение союзников. Умный князь понимал это, но как, еще пребывая язычником, было разобраться, какая вера истинная? Владимир и его дружина в конце 980-х гг. приняли решение о смене веры после длительного обсуждения и переговоров со странами, принадлежащими к разным вероисповеданиям. В ле­то­пи­си  сохранилось сказание об «ис­пы­та­нии вер» князем Вла­ди­ми­ром. Оно  по­ве­ст­ву­ет о по­соль­ст­вах в Киев от мусульман из Волжской Бул­га­рии, с латинского За­па­да, от иу­даи­зи­ро­ван­ных хазар и из Византии, убе­ж­дав­ших князя принять их веру. Владимир отправил соб­ст­вен­ные по­соль­ст­ва «в болгары», «в немцы», «в греки», чтобы «испытать их службу». После воз­вра­ще­ния посольств он ос­та­но­вил свой выбор на хри­сти­ан­ст­ве ви­зантийского обряда, по­ра­зив­ше­го послов красотой бо­го­слу­же­ния.

В от­но­ше­нии об­стоя­тельств и вре­ме­ни кре­ще­ния князя Вла­ди­ми­ра в древнерусских ис­точ­ни­ках нет един­ст­ва. Со­глас­но «Кор­сун­ской ле­ген­де» – пре­да­нию, ко­то­рое с ру­бе­жа XI–XII веков во­шло в древнерусское ле­то­пи­са­ние, а за­тем и в «Жи­тие св. Вла­ди­ми­ра», князь при­нял кре­ще­ние в за­хва­чен­ном им городе Кор­сунь, цен­тре ви­зантийских  вла­де­ний в Кры­му, в 988 году.  Там же со­стоя­лось бра­ко­со­че­та­ние Вла­ди­ми­ра с се­ст­рой ви­зантийских  им­пе­ра­то­ров Ва­си­лия II  и Кон­стан­ти­на VIII Ан­ной. Су­ще­ст­ву­ет и другая  тра­ди­ция, за­фик­си­ро­ван­ная так­же уже в XI веке, ко­то­рая при­уро­чи­ва­ет кре­ще­ние Вла­ди­ми­ра к Кие­ву и ко вре­ме­ни за два го­да до взя­тия Кор­су­ни.

Таинство Крещения  князя Владимира совершил епископ Корсунский с духовенством.  Летопись сохранила слова, которые князь символично произнес после Крещения: «Теперь узрел я истинного Бога». Свершилась личная встреча с Господом в тайниках сердца святого Владимира. С этого момента начинается путь князя Владимира как человека святого и всецело преданного Христу.

В 988 году на берегу Днепра состоялось самое массовое крещение славян за историю Руси. Князь объявил: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом». Это означало, что несогласные с княжеской волей могут собирать свои вещи и искать себе новый дом в другом государстве. Однако летописец отмечает, что простой народ с радостью принимает княжескую волю: «Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре».  Спустя короткое время Киевская Русь была крещена.

Став христианином, святой князь Владимир остался в народной памяти Владимиром Красное Солнышко — лучшим правителем Руси. Милосердие к подданным, постоянные милостыни нищим, богатые вклады в благосостояние Святой Церкви, строительство храмов, надёжная защита государства, расширение его границ  — всё это привлекало к нему народ.

На первые годы после крещения при­хо­дит­ся уч­ре­ж­де­ние в Древнерусском государстве ми­тро­по­лии с центром в Киеве, под­чи­нён­ной Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ха­ту. Од­но­вре­мен­но с мит­ро­по­ли­ей в ней было уч­ре­ж­де­но не менее трех епар­хий: в Нов­го­ро­де, в Бел­го­ро­де Киевском, а также, ве­ро­ят­но, в Полоцке или  Чер­ни­го­ве. Первыми епи­ско­па­ми были греки. В со­от­вет­ст­вии с церковной тра­ди­ци­ей, первым ми­тро­по­ли­том Киевским принято считать свт. Михаила, однако, ви­зантийские  ис­точ­ни­ки дают ос­но­ва­ния пред­по­ла­гать, что первым ми­тро­по­ли­том был Фео­фи­лакт, пе­ре­ве­дён­ный на Русь из Се­ва­стий­ской ми­тро­по­лии.

Принятие христианства имело значительные политические последствия. Оно способствовало усилению международного престижа Руси, дальнейшему укреплению и расширению уже традиционных связей с Византией, расширению контактов с южнославянским миром и странами Запада.

Крещение Руси было важно и для социальной жизни древнерусского общества. Важнейший постулат христианства исходил из принципа божественной природы верховной власти. Постулат православия о «симфонии властей» превращал церковь в сильную опору власти, давая возможность духовного объединения всего государства и освящения всей системы общественных отношений. Принятие христианства способствовало быстрому укреплению государственных институтов.

Крещение Руси вело к национальной консолидации и к развитию культуры. Оно содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.

Нашу встречу завершит видеофильм о событиях многовековой давности об утверждении христианства на Руси.

С праздником, дорогие друзья, с Днем Крещения Руси.

Подготовила С.Н. Дмитренко.