Литературный час «Первый русский историк» — К 255-летию Н.М. Карамзина

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Более двух с половиной веков назад родился Николай Михайлович Карамзин — историк, писатель, крупнейший русский литератор эпохи сентиментализма, один из основоположников русского консерватизма, журналист, поэт, реформатор русского языка, выдающийся русский мыслитель, создавший цельную, оригинальную и весьма сложную по своему теоретическому содержанию концепцию Самодержавия как особого, самобытно- русского типа власти, тесно связанного с Православной Церковью.

«Роль Карамзина в истории русской культуры измеряется не только его литературным и научным творчеством. Карамзин-человек был сам величайшим уроком. Воплощение независимости, честности, уважения к себе и терпимости к другому не в словах и поучениях, а в целой жизни, развертывающейся на глазах у поколений русских людей, – это была школа, без которой человек пушкинской эпохи, бесспорно, не стал бы тем, чем он сделался для истории России». Ю. М. Лотман

Родился Карамзин 12 декабря 1766 года в селе Знаменское Симбирской губернии, Российской империи. Детство он провел в имении отца Михаила Егоровича, помещика средней руки, селе Знаменское. Мать историка умерла, когда Николаю было три года. Его воспитанием занимался отец, привлекая также гувернеров и нянек. Карамзин провел в имении все детство, получил отличное домашнее образование, прочитал почти все книги в обширной библиотеке своей матери. Затем мальчик воспитывался в частном пансионе Фовеля в Симбирске, потом – в московском пансионе профессора И. М. Шадена. В пансионе Карамзин выучил французский и немецкий языки, учил английский, латынь и греческий. Кроме того, он посещал лекции в Московском университете.

В 1782 году Николай Карамзин поступил на   службу в Преображенский полк. В это же время начинается его литературная деятельность. Его первое печатное произведение – перевод с немецкого С. Гесснера «Деревянная нога». После смерти отца Карамзин вышел в отставку, через год он переехал в Москву, где сблизился с московскими масонами из окружения Н. И. Новикова, под влиянием которых формируются его взгляды и литературные вкусы. Масонство привлекало Карамзина своей просветительской и благотворительной деятельностью, но отталкивало своей мистической стороной и обрядами. В конце 1780-х годов будущий писатель участвует в различных периодических изданиях: «Размышления о делах Божиих…», «Детское чтение для сердца и разума», в которых публикует собственные сочинения и переводы.

Вскоре Карамзин отравился в длительное путешествие по Европе. С мая 1789 до сентября 1790 года он объехал Германию, Швейцарию, Францию, Англию, побывав в Берлине, Лейпциге, Женеве, Париже, Лондоне, посетил Иммануила Канта в Кёнигсберге, был в Париже во время Великой Французской революции. В результате этой поездки были задуманы знаменитые «Письма русского путешественника», публикация которых сразу же сделала Карамзина известным литератором. Некоторые филологи считают, что именно с этой книги ведёт свой отсчёт современная русская литература. Именно с тех пор Карамзин и считается одним из главных литературных деятелей России.

В русской литературе еще не было книги, которая так живо и содержательно рассказывала о быте и нравах европейских народов, о западной культуре. Карамзин описывает свои знакомства и встречи с выдающимися деятелями европейской науки и литературы; восторженно рассказывает, о посещении сокровищ мирового искусства.  Этот опыт оказал огромное воздействие на дальнейшую эволюцию его мировоззрения, положив начало критическому отношению к «передовым» идеям. В заключительных словах «Писем русского путешественника» он как бы намечал программу своей последующей литературной деятельности.

По возвращении из поездки в Европу Карамзин поселился в Москве и начал деятельность в качестве профессионального писателя и журналиста.  Он издает «Московский журнал», альбом «Аглая», альманах «Аониды», «Пантеон иностранной словесности», журнал «Детское чтение для сердца и разума», сближается с консервативно настроенным Г. Р. Державиным и окончательно порывает с масонством.

В это же время Карамзин публикует «Письма русского путешественника» и повесть «Бедная Лиза».  Публикация этих произведений имела большой успех у читателей того времени, «Бедная Лиза» вызвала множество подражаний. Как литератор он создает новое направление — сентиментализм, осуществляет масштабную реформу русского языка, с одной стороны, ориентируя его на французские литературные модели, с другой, приближая его к разговорному, полагая при этом, что русский бытовой язык еще предстоит создать.

В 1802 году он выпустил в свет «Историческое похвальное слово Екатерине Второй», представлявшее собой наказ новому царю, где он формулирует монархическую программу и ясно высказывается в пользу самодержавия. Карамзин развернул активную издательскую деятельность: переиздал «Московский журнал», предпринял издание «Пантеона российских авторов, или собрание их портретов с замечаниями», выпустил первое свое собрание сочинений в восьми томах. Главным событием первых лет XIX века стало издание журнала «Вестник Европы», выходившего два раза в месяц, где он выступил в роли политического писателя, публициста, комментатора и международного обозревателя. В нем писатель четко формулирует свою государственническую позицию. В своих статьях Карамзин довольно резко выступает против подражательства всему иностранному.

Но в 1803 году неожиданно для всех, Карамзин, имевший славу лучшего российского литератора своего времени, круто меняет сферу своих интересов. 31 октября 1803 года, при помощи министра народного просвещения М.Н. Муравьева, указом императора Александра I Николай Михайлович Карамзин был назначен официальным историографом с жалованием в 2000 рублей для написания полной истории России. И с 1804 года, прекратив издание «Вестника Европы», Карамзин погрузился исключительно в составление истории, которой стало его главным занятием до конца жизни.

В конце 1809 года Карамзин впервые был представлен Александру I. Уже через год   царь пожаловал Карамзину орден Св. Владимира 3-й степени. Карамзин написал и подал в марте 1811 года Александру I трактат «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях» – наиболее глубокий и содержательный документ зародившейся русской консервативной мысли. Наряду с обзором русской истории и критикой государственной политики Александра I в «Записке» содержалась цельная, оригинальная и весьма сложная по своему теоретическому содержанию, концепция Самодержавия как особого, самобытно-русского типа власти, тесно связанной с Православием и Православной Церковью.

Работа Карамзина над «Историей государства российского» была временно прервана Отечественной войной 1812 года. Сам писатель готов был сражаться в московском ополчении и в последние мгновения перед вхождением Наполеона в столицу покинул город. 1813 год он провел в эвакуации сначала в Ярославле, а затем в Нижнем Новгороде. В Москву Карамзин возвратился в июне 1813 года и продолжил работу над «Историей государства российского», невзирая на то, что в московском пожаре 1812 года сгорела его библиотека.

В начале 1816 года он приехал в Петербург просить средств на издание первых восьми томов «Истории государства российского». При поддержке императриц Елизаветы Алексеевны и Марии Федоровны Александр I удостоил Карамзина высочайшей аудиенции, в результате которой были выделены необходимые средства. В 1818 году Карамзин был принят членом Императорской Российской Академии. Тогда же вышли из печати восемь томов «Истории государства российского» тиражом в три тысячи экземпляров. Значение этого грандиозного труда точно выразил П. А. Вяземский: «Творение Карамзина есть единственная у нас книга, истинно государственная, народная и монархическая».

С этого момента и до конца жизни Карамзин жил в Петербурге, общаясь с В. А. Жуковским, С. С. Уваровым, А. С. Пушкиным, Д. Н. Блудовым, П. А. Вяземским.  По предложению Александра I, Карамзин стал проводить каждое лето в Царском Селе, что всё более и более усиливало его близость к царскому семейству. Государь неоднократно беседовал с Карамзиным во время прогулок по Царскосельскому парку, постоянно читал в рукописи «Историю…», выслушивал мнения Карамзина на текущие политические события. Тогда же Карамзин был пожалован титулом статского советника, награжден орденом Св. Анны 1-го класса, в 1824 году он стал действительным статским советником.

Смерть Александра I потрясла Карамзина, а мятеж 14 декабря окончательно надломил его физические силы. В этот день он простудился на Сенатской площади, болезнь перешла в чахотку и 22 мая 1826 года в Санкт-Петербурге умер.

Роль Карамзина как деятеля культуры и русской историографии в целом осознана в русской мысли. Однако значение Карамзина как консервативного мыслителя, оказавшего определяющее влияние на русскую консервативно-патриотическую мысль, историкам и философам еще предстоит раскрыть. Особенно важное значение имело творчество Карамзина для развития литературного языка, разговорного языка, книжной речи. Он стремился создать один язык для книг и для общества. Он освободил литературный язык от славянизмов, создал и ввел в употребление большое число новых слов, таких, как «будущность», «промышленность», «общественность», «влюбленность».

«Карамзин вошел в русскую культуру как писатель и человек, не подверженный обстоятельствам и стоящий выше их».  Ю. Лотман.

К отечеству

Цвети, отечество святое,
Сынам любезное, драгое!
Мы все боготворим тебя
И в жертву принести себя
Для пользы твоея готовы.
Ах! смерть ничто, когда оковы
И стыд грозят твоим сынам!
Так древле Кодры умирали,
Так Леониды погибали
В пример героям и друзьям.
Союз родства и узы крови

Не так священны для сердец,
Как свят закон твоей любови.
Оставит милых чад отец,
И сын родителя забудет,
Спеша отечеству служить;
Умрет он, но потомство будет
Героя полубогом чтить. 
 Н.М. Карамзин

Спасибо за внимание! Подготовила С.Н. Дмитренко.