Литературный час «Вечное торжество добра» — к 210-летию со дня рождения английского писателя Чарльза Диккенса

Здравствуйте, уважаемые читатели!

«Оливер Твист», «Рождественская песнь», «Домби и сын»… Сложно отыскать человека, незнакомого с творчеством Чарльза Диккенса, романиста и очеркиста, классика английской литературы XIX века, достигшего признания еще при жизни. Диккенс считается одним из крупнейших мировых прозаиков, его книгами зачитываются дети и взрослые по всему миру. 7 февраля исполняется 210 лет со Дня его рождения.

Чарльз Джон Хаффем Диккенс родился 7 февраля 1812 года в городе Портсмут, что находится на южном побережье Англии – он появился на свет вторым из восьми детей. Его отцом был Джон Диккенс, чиновник на военно-морской базе Королевского флота, всю жизнь лелеявший мечту разбогатеть. Мать будущего писателя, Элизабет Барроу, служила учителем, а после получила место директора школы. Но несмотря на все усилия родителей Чарльза, они жили довольно скромно: несмотря на вполне приличный доход, денег постоянно не хватало – Джон, человек добрый, но легкомысленный, любил окружать себя характерным для английской семьи уютом, на поддержание которого уходила существенная часть дохода.  Как бы то ни было, в семье царила теплая атмосфера, и ее вполне можно было назвать счастливой. Живое воображение, умение легко выразить желаемое словом маленький Диккенс унаследовал от отца; более того, тот старался развить у сыне эти способности, разыгрывая с ним домашние сценки, заставляя читать стихи и пересказывать события дня. От матери же Чарльзу досталась серьезность и рассудительность, которая помогала мальчику несколько усмирять свой бойкий нрав. В детстве будущий писатель не страдал от недостатка любви; веселого, артистичного, смышленого мальчика любили все, но это отразилось на его характере: многие отмечали излишнюю самовлюбленность и тщеславие Чарльза Диккенса. В 1816 они переехали в Чатем, графство Кент, где юному Чарльзу и его братьям и сестрам предоставлялась полная свобода: они могли часами бродить по окрестностям, наслаждаясь загородными видами и свежим воздухом и исследуя старый замок в Рочестере, а в 1822 снова переместились на новое место – Камден Таун, небогатый городок в окрестностях Лондона. К этому времени финансовое положение семьи стало еще более плачевным: Джон все так же продолжал жить не по средствам. В 1824 году он оказался в тюрьме – не смог справиться с накопившимися долгами. К тому моменту Чарльзу исполнилось всего 12 лет.

Все заботы о семье легли на плечи матери и юного Диккенса. Ему, изнеженному родительской заботой мальчику, совершенно неожиданно пришлось работать наравне со взрослыми, чтобы помочь Элизабет прокормить семью. Он оставил школу и устроился на фабрику близ Темзы – там занимались производством ваксы. Служба в этом захудалом, кишащем крысами заводе приносила мальчику шесть шиллингов в неделю: это было все, чем он мог помочь изнуренной от тяжелейшей нагрузки матери, пытающейся в одиночку поставить на ноги детей. Вспоминая свои детские годы, Диккенс говорил, что именно тогда избавился от наивности и легкомысленности. На фабрике он терпел постоянные унижения от тех людей, кто изначально должны заботиться о юном неопытном работнике. Позже эта тема будет явно прослеживаться в его произведениях.

Но страдания Чарльза длились недолго: к его великому облегчению, отец мальчика получил наследство, которое позволило ему погасить многочисленные долги и покинуть тюрьму. Диккенс-младший вернулся в школу, но, когда ему минуло 15, получение образования вновь пришлось отложить: в 1827 году он опять оставил школу и устроился работать посыльным, чтобы хоть как-то увеличить доход семьи. Как оказалось, эта работа стала отправной точкой в его литературной карьере.

Проработав год, Диккенс стал внештатным репортером, а всего через несколько лет он уже писал для двух крупных лондонских изданий. В 1833 он начал писать короткие очерки для журналов и газет под псевдонимом «Боз», а уже в 1836 году вышла его первая книга, «Очерки Боза» — в некотором роде беллетристический сборник, описывающий жизненные перипетии представителей мелкой буржуазии; тема, близкая Чарльзу. Первый успех начинающего писателя привлек внимание Кэтрин Хогарт, очаровательной девушки, на которой Диккенс вскоре женился – в браке у них появилось 10 детей, однако в 1858 пара супруги расстались.

Одновременно с выпуском своего первого издания, Диккенс начал публиковать первые главы «Посмертных записок Пиквикского клуба». Эта серия очерков, которые изначально писались специально под юмористические иллюстрации художника Роберта Сеймура, принесла Диккенсу головокружительный успех. Короткие истории о благородно чудаковатом мистере Пиквике, пронизанные духом истинной старой Англии и добродушным юмором, весьма полюбились читателям. Фактически, именно после выхода этих глав и началось стремительное восхождение Диккенса к литературному Олимпу.

Примерно в это же время писатель начал издавать журнал, известный под названием «Альманах Бентли». Там он опубликовал свой первый серьезный роман «Оливер Твист», который рассказывает о жизни бедного сироты, живущего на улице. Картины Англии XIX века во всей ее многогранности и разнообразие, глубокое психологическое описание общества того времени, описание становления личности нищего уличного мальчика – в романе явно прослеживался талант писателя. На создание истории Диккенса вдохновили воспоминания о собственном детстве, те чувства, которые он испытывал, когда маленьким мальчиком ему приходилось зарабатывать на жизнь своей семьи. Роман стал очень популярен у английских и американских читателей, поклонники произведения каждый месяц с нетерпением ждали продолжение полюбившегося романа.

В течение последующих нескольких лет Чарльз Диккенс старался соответствовать тому успеху, что ему принес «Оливер Твист». За это время он создал «Жизнь и приключения Николаса Никльби», «Лавку древностей» и «Барнеби Радж».  В 1842 году он со своей женой отправился в путешествие по Соединенным Штатам, что вдохновило английского романиста на создание «Американских заметок», саркастическое описание американской культуры и материализма. В следующую пару лет Диккенс опубликовал две рождественские истории. Знаменитое произведение «Рождественская песнь», рассказывающая об озлобленном жадном старике Скрудже, встретившего в праздник рождественский дух – одно из них.

Диккенс уже при жизни обрел славу талантливого писателя. Это тешило его сформированное в детстве самолюбие – билеты на лекции, которые писатель читал во время тура по Америке, расходились мгновенно, а на родине его узнавали на улицах, чем он любил делиться с товарищами. Но его несколько излишнюю самовлюбленность можно оправдать – в таланте писателя сомневаться не приходится. За годы работы он написал множество прекрасных книг, которыми до сих пор зачитываются читатели из разных уголков мира.

Перечислим важнейшие открытия Диккенса:

➖ Он полностью изменил всю тематику детства и воспитания в литературе — сделал детей полноценными героями с собственным миром и переосмыслил жанр романа воспитания.

➖ Диккенс первым стал широко использовать в художественной прозе разговорную речь, особенно диалекты. Английский язык зазвучал почти во всем его реальном многообразии.

➖ «Человек, который изобрел Рождество» — это не такое уж преувеличение. Диккенс не придумал сам жанр рождественского рассказа, но придал празднику новые значения и приучил читателей каждое Рождество ждать специально написанных новых историй. А вариации сюжета «Рождественской песни в прозе» в литературе, кино, мультфильмах или рекламе уже невозможно сосчитать.

➖ Диккенс сделал «счастливый конец» («happy ending») осмысленным принципом. На самом деле не все его сюжетные линии заканчиваются благополучно, но он был уверен, что романный сюжет в целом не может быть полностью безвыходным.

➖ Многие персонажи Диккенса построены как законченные, целостные образы — они легко остаются в культурной памяти и вне сюжетов: такие фигуры, как Скрудж, Пиквик, Урия Хип или мисс Хэвишем, превратились в новые архетипы.

Интересные факты о Чарльзе Диккенсе

1) У писателя было множество странностей.

 Диккенс нередко самопроизвольно впадал в транс, был подвержен видениям и время от времени испытывал состояния дежавю. Когда это случалось, писатель нервно теребил в руках шляпу, из-за чего головной убор быстро терял презентабельный вид и приходил в негодность. По этой причине Диккенс со временем перестал носить головные уборы.

2) Писатель Джордж Генри Льюис, главный редактор журнала “Фортнайтли ревью” (и близкий друг писательницы Джордж Элиот) рассказал, что Диккенс однажды рассказал ему о том, что каждое слово, прежде чем перейти на бумагу, сначала им отчетливо слышится, а персонажи его постоянно находятся рядом и общаются с ним.

Работая над “Лавкой древностей”, писатель не мог спокойно ни есть, ни спать: маленькая Нелл постоянно вертелась под ногами, требовала к себе внимания, взывала к сочувствию и ревновала, когда автор отвлекался от неё на разговор с кем-то из посторонних.

Во время работы над романом “Мартин Чезлвит” Диккенсу надоедала своими шуточками миссис Гамп: от нее ему приходилось отбиваться силой. “Диккенс не раз предупреждал миссис Гамп: если она не научится вести себя прилично и не будет являться только по вызову, он вообще не уделит ей больше ни строчки!” — писал Льюис.

Именно поэтому писатель обожал бродить по многолюдным улицам. “Днем как-то можно ещё обойтись без людей, — признавался Диккенс в одном из писем, — но вечером я просто не в состоянии освободиться от своих призраков, пока не потеряюсь от них в толпе”.

“Пожалуй, лишь творческий характер этих галлюцинаторных приключений удерживает нас от упоминания о шизофрении в качестве вероятного диагноза”, — замечает парапсихолог Нандор Фодор, автор очерка “Неизвестный Диккенс” (1964, Нью-Йорк).

3) Был очень суеверным человеком. Он ко всему прикасался три раза – на удачу, считал пятницу своим счастливым днем, а в день выхода последней части очередного романа непременно уезжал из Лондона.

4) Каждые 50 строк написанного Диккенс запивал глотком горячей воды.

5) Питал странную привязанность к парижскому моргу, где мог проводить целые дни напролет, захваченный видом неопознанных останков.

6) Писатель ненавидел памятники и в своем завещании запретил, чтобы в его честь возводили какие-либо статуи.

7) Всегда спал головой на север. Также он садился лицом на север, когда писал свои великие произведения.

8)  С самого начала отношений Чарльз Диккенс заявил Кэтрин Хогарт, своей будущей жене, что ее основное назначение — рожать детей и делать то, что он ей скажет. За годы их совместной жизни она родила десять детей, и все это время беспрекословно выполняла любое указание мужа. Однако с годами он начал ее попросту презирать.

9) Диккенс не смог закончил и начальной школы. Когда будущему писателю было 11 лет, он начал работать на фабрике по производству крема для обуви.

10) Писатель назвал главного негодяя из романа “Оливер Твист” Фэйгин — точно так, как звали его лучшего друга, Боба Фэйгина.

Умер знаменитый писатель в 1870 году в возрасте 58 лет от кровоизлияния в мозг, оставив  незаконченным роман «Тайна Эдвида Друда». После смерти писателя многие стали называть «идолом английской литературы», преклоняясь перед его талантом.

Изначально писатель хотел, чтобы его похоронили рядом с его музой Мэри Хогарт (сестра его жены Кэтрин), которая умерла в 1837 году и была похоронена на кладбище Кенсал-Грин в Лондоне. Затем он просил похоронить его в простой могиле на кладбище Рочестерского собора в Кенте. Чарльз Диккенс скончался от инсульта 9 июня 1870 года во время обеда с другой сестрой своей жены – Джорджиной Хогарт. Его посмертная воля так и не была выполнена. Диккенс был похоронен в Уголке поэтов Вестминстерского аббатства, так как его настоятель Артур Стэнли хотел, чтобы могила известного писателя придавала аббатству культурное значение. Несмотря на то, что в его завещании содержится запрет на публичное объявление места и времени похорон, сотни тысячи людей выстраивались в очередь около аббатства, чтобы проститься с любимым писателем.

Предлагаем Вашему вниманию виртуальную игру по мотивам произведений Ч.Диккенса

Подготовила Дмитренко С.Н.