«В родных местах» к 160-летию со дня рождения Попова Александра Серафимовича

Александр Серафимович Серафимович (Попов) (1863 – 1949 г.г.) — известный русский советский писатель, публицист, журналист, яркий представитель социалистического реализма, лауреат Государственной премии, кавалер ордена Ленина и двух орденов Красного Знамени, наш земляк Александр Попов, вошедший в литературу под псевдонимом Серафимович. Родился 7  января 1863 года в станице Нижне-Курмоярской Области Войска Донского (ныне Цимлянский район Ростовской области), сын полкового казначея, есаула Войска Донского.

Литературная деятельность Александра Серафимовича продолжалась шесть десятилетий. Серафимович связал своим творчеством две огромные литературные эпохи. Он вступил в литературу младшим современником Льва Николаевича Толстого и Антона Павловича Чехова и явился продолжателем лучших традиций передовой русской литературы XIX века. В то же время он был одним из зачинателей советской литературы. Он жил в стране, охваченный пламенем революции, 1-й мировой, гражданской, Великой Отечественной войн и это нашло отражение в его творчестве.

Александра Серафимовича читающий мир знал, как прозаика, автора знаменитых романов «Город в степи» и «Железный поток». Писатель был настолько популярен, что он жил в Москве на улице своего имени.

Жители Дона гордились и гордятся своим знаменитым земляком, поэтому в каждой донской станице, городе есть улица, переулок, названный в честь Александра Серафимовича. Михаил Шолохов, был уверен, что творчество Александра Серафимовича не забудут не только в нашей стране, но и за рубежом и что оно станет культурным достоянием грядущих поколений.

Детские годы Александр провел в Польше, где был расквартирован полк отца. В 1873 вернулся с семьей на Дон в станицу Усть-Медведицкую (в 1933 году переименована в г. Серафимович). Рано осиротел. Несмотря на большие материальные лишения, окончил гимназию. В 1883-1887 учился на физико-математическом факультете Петербургского университета, сблизился с революционно настроенными студенческими кругами. Был привлечен к дознанию по делу А.И. Ульянова и его товарищей (1887) и сослан в Архангельскую губернию под надзором полиции. Вернувшись на Дон в 1890 году, установил связи с местными народовольческими группами, которые вели пропаганду среди рабочих.

 Первый опубликованный рассказ Серафимовича «На льдине» («Русские ведомости», 1889), как и другие ранние произведения – «Снежная пустыня», «На плотах» (оба 1890), навеяны тяжкими впечатлениями архангельской ссылки. Рассказы были сочувственно встречены Г.И. Успенским и В.Г. Короленко. Внимание к народной среде и быту связывает творчество Серафимовича с традициями демократической литературы 60-70-х годов 19 века.

Отчаянное положение трудового человека обрисовано во многих рассказах и очерках Серафимовича («Стрелочник», 1891; «Под землей», 1895; «Маленький шахтер», 1895; «Сцепщик», 1898; «На заводе», 1898). Работа в провинциальной («Приазовский край», «Донская речь»), а затем в московской печати позволила Серафимовичу накопить богатый запас наблюдений из жизни крестьянства, городских низов, промышленного пролетариата, интеллигенции. В публицистике Серафимовича намечены многие мотивы и темы его последующих произведений.

К началу 900-х гг. определился общественный и писательский облик Серафимовича: его убежденный демократизм, критический пафос и реалистическое дарование. Первая книга – «Очерки и рассказы» (1901). Её успех определил дальнейшую судьбу Серафимовича. В 1902 году он переезжает в Москву, становится участником литературной группы «Среда». Тогда же он познакомился с Горьким и начал сотрудничать в издательстве «Знание», которое в 1903-1908 гг. выпустило 3-томное издание «Рассказов» Серафимовича.

В предреволюционное десятилетие (1907-1917) в творчестве Серафимовича усиливается историзм. Он исследует власть собственнических инстинктов, искажающих души людей: рассказы о крестьянстве «Сухое море» (1914), «Фетисов курень» (1916), повесть «Пески» (1908), высоко оцененная Л.Н. Толстым. В романе «Город в степи» (1912) развертывается обобщенная история русского промышленного капитализма. В 1911 году Серафимович выпускает сборник рассказов для юношества «Простая жизнь».

В начале 1915 года Серафимович отправился на фронт в составе санитарного отряда. Его рассказы и очерки военного времени («Чёрный треух», 1914; «Термометр», 1914; «Шрапнель», 1915; «На побывке», 1915; «В Галиции», 1915) отличаются пониманием масштабов народного бедствия. Писатель чутко отмечает рост антивоенных настроений в народе, начало революционного брожения среди солдат («Сердце сосет», 1915; «Встреча», 1915, и др.).

После Октябрьской революции 1917 года Серафимович заведовал литературно-художественным отделом «Известий», агитмассовым отделом Моссовета, вел большую работу в Наркомпросе, был военным корреспондентом «Правды». Его очерки о гражданской войне на Дону, Северном Кавказе и Украине отличались мастерством и строгой фактической точностью.

Александр Серафимович в 1924 году создает главную свою книгу «Железный поток», одно из первых классических произведений советской литературы. В основу произведения были положены подлинные реальные события из истории Гражданской войны. Писатель увековечил знаменитый поход летом 1918 года 30-тысячной Таманской армии с 25-тысячным обозом, пробивавшейся к красным с Кубани, охваченной контрреволюционным восстанием. Путь Таманской армии – это пятьсот километров дороги между морем и горами, штурм перевалов. Трагическое состояние молодой армии Серафимович обрисовал через особые обстоятельства, через внутреннее состояние людей.

«Нет ни продовольствия, ни сена. Дети обессилили от голода, они даже не просят есть. Раскинутые на повозках детские тела походят на скелеты, обтянутые кожей. Их матери бредут за повозками. Они уже выплакали слезы и, иступленные, всматриваются в нескончаемую дорогу…».

Произведение было написано так ярко и талантливо, что один из участников похода писал: «Мы остаемся в недоумении, откуда Серафимович мог знать все детали быта нашей Таманской армии. Неужели он был вместе с нами?»

Успех привел к редкому для того времени явлению: книга оперативно была переведена в нескольких странах. «Железный поток» стал доступен французскому, немецкому, китайскому, чешскому, японскому, испанскому и другим народам. Книга «Железный поток» считалась классикой, переиздавалась все советские десятилетия подряд, рекомендовалась юношеству.

Внушительна статистика изданий книги в нашей стране и за рубежом. В нашей стране «Железный поток» издавался 121 раз общим тиражом 4 миллиона 589 тысяч экземпляров, за рубежом — 96 раз.

В 1933 году любимую писателем донскую станицу Усть-Медведицкую переименовали в город Серафимович.

В двадцатые годы 20 века рождалась советская литература. Конечно, возникла эта литература не на голом месте. Входили в нее и те, кто появлялся впервые, это — таланты, рожденные революцией. Но вместе с ними трудились писатели, уже завоевавшие себе место в писательской среде, авторитет и признание. И у истоков советской литературы стоял Серафимович. Он организовал, впоследствии ставшие известными литературные журналы «Новый мир», «Октябрь», «Творчество»

Много труда положил А. С. Серафимович, чтобы подготовить литературные кадры, с повышенным вниманием относился к молодым талантам. Учителем называли Александра Серафимовича многие писатели, ставшие впоследствии классиками советской литературы.

Михаил Шолохов писал: «Лично я по-настоящему обязан Серафимовичу, ибо он первый поддержал меня в самом начале моей писательской деятельности, он первый сказал мне слова одобрения, слова признания».

На долю писателя выпала еще одна война – это Великая Отечественная война. В дни боев под Москвой бойцы в промерзших землянках, при свете крохотных ламп, часами перед боем слушали «Железный поток». В годы Великой Отечественной войны сражался танк «Александрович Серафимович», построенный на средства писателя..

1942 год застал Серафимовича на Дону. Фашисты начали оккупацию Ростовской области. Из города своего имени писатель уезжал в сторону Сталинграда, прихватив двух внучек.. В его родных местах побывал враг. Лучшие дома в городе разрушены и сожжены. И лишь дом Серафимовича в городе не был тронут, уцелела его библиотека, не разграблена мебель, не вырублен сад, даже моторная лодка стояла, как всегда, у причала. Немного погодя выяснилась причина такого бережного отношения немцев к дому писателя. Оказывается, в брошенных немецким штабом бумагах найден приказ, подписанный самим Гитлером. Он решил подарить дом известного писателя маршалу Манштейну в благодарность за учиненный его войсками разбой на Дону.

В восемьдесят лет Серафимович хитростью навязался в писательскую делегацию, которая отправлялась на фронт: «…надел тулуп, влез в кузов грузовика и отказался вылезать: пришлось взять его с собой. В солдатской шинели без погон, с глубоко врезавшимися морщинами на лице и совершенно белыми усами, он выглядел совершенным «патриархом» среди молодых писателей. Поездка послужила для написания десятков очерков и рассказов о борьбе советского народа против немецко-фашистских захватчиков…»

В июне 1947 года Серафимович в последний раз посетил город своего имени. Александр Серафимович умер в день своего рождения, когда ему исполнилось 86 лет: 19 января 1949 года в Москве и похоронен на Новодевичьем кладбище.