Здравствуйте, уважаемые читатели и подписчики!
Сегодня мы отмечаем 110 лет со Дня рождения советского писателя, поэта, переводчика и драматурга, сценариста, общественного деятеля, журналиста Анатолия Владимировича Софронова.
А.В. Софронов родился 6 (19) января 1911 года в Минске в семье потомственного военного юриста, служившего во время Гражданской войны в рядах Белой армии. В середине 1920-х семья перебралась в Ростов-на-Дону, отец получил должность старшего военного следователя Северо-Кавказского военного округа.
В 1929 Анатолий ушел из школы и через биржу труда попал на завод «Ростсельмаш», где проработал пять лет фрезеровщиком и слесарем, печатая в заводской газете стихи и очерки и руководя заводской агитбригадой. Скоро агитбригада превратилась в литгруппу при газете «Сельмашстроевец» (позже – «Ростсельмашевец»). Анатолий Софронов был секретарем газеты и группы в 1929 – 1934 гг. В литературную группу, наряду с ним, входили Илья Котенко, Пётр Симонов, Константин Прийма, Дмитрий Евтушенко и др. Занятия ЛИТО вели члены Ростовской писательской организации – Владимир Фоменко, Ашот Гернакерьян, Иван Ковалевский. Приезжали делиться литературным опытом с молодыми рабочими-писателями и москвичи: Мариэтта Шагинян, Степан Щипачёв, Максим Горький.
В 1930 на литературном вечере в Ростове А. Софронов впервые встретился с Михаилом Шолоховым.
В 1931 поступил на вечернее отделение литературного факультета Ростовского педагогического института (РГПИ).
Кумиром Софронова того времени был Владимир Маяковский. Анатолий Владимирович позже вспоминал о том времени: «Маяковский олицетворял собой новую Россию – разрушающую и созидающую, гневную и радостную. Для нас он был знаменем новой жизни, и мы шли за ним. Стихи его не заучивали, их вдыхали – одним глотком, как воздух… Мы многого тогда еще не знали и не разбирались в тонкостях поэтических направлений, но кто такой Маяковский мы хорошо знали. Мы следовали за ним, подражали ему. Писали плакаты и сочиняли лозунги, которые развешивали в заводской проходной, в цехах, над станками. Нам хотелось работать как Маяковский. И жить, как он!»
От литературного объединения «Ростсельмаш» в 1934 г. А. Софронов принял участие в работе Первого съезда советских писателей, встретился с Максимом Горьким. В том же году в Ростовском книжном издательстве вышла первая книга стихов Софронова «Солнечные дни». В 1937 г. окончил РГПИ. Летом 1938 г. принял участие в съемках документального фильма о Шолохове (Ростовская студия кинохроники).
В том же 1938 г. А. Софронов победил во Всероссийском конкурсе на лучшую песню о пограничниках. В 1940 г. – вступил в КПСС. В годы Великой Отечественной войны был корреспондентом армейской газеты «К победе» 19-й армии И. Конева. На передовой встречался с К. Симоновым, А. Фадеевым, А. Сурковым. Трижды ранен. Долго лечился. В госпиталях стал писать пьесы. После армейской газеты работал в «Известиях», бывал на Южном и Брянском фронтах. В штабе Южного фронта, в освобожденном Ростове, произошла судьбоносная для него встреча с драматургом А. Корнейчуком, которому он показал свои первые драматургические произведения. Перешел на работу в Главное политуправление.
В 1942 г. А. Софронов встречается со старым знакомым – Виталием Закруткиным, ставшим его другом на всю жизнь. Писатели – донцы особенно тяготели к кавалерии, многих из них судьба сводила с 5-м гвардейским кавкорпусом генерала А. Г. Селиванова. Софронов в связи с этим вспоминает: «Анатолий Калинин, Виталий Закруткин и я в разное время бывали в дивизиях этого корпуса… Каждый по-своему отметил свое знакомство с донцами. Анатолий Калинин – романом, я – стихами, Закруткин – одним, пожалуй, наиболее впечатляющим произведением, созданным после того, как в калмыцких степях и в предгорьях Кавказа майор Закруткин находился, что называется, в боевых порядках спешенной кавалерии и принял вместе со своими боевыми друзьями участие в битве за Кавказ. Обо всём этом В. А. Закруткин написал в «Кавказских записках».
К этому же времени относится еще одна судьбоносная встреча Софронова – с композитором-песенником Кацем. Тот попросил написать слова к песне о партизанах. Анатолий Владимирович быстро написал несколько текстов. Один из них – «Шумел сурово Брянский лес». Уже после войны эта песня получила широкую известность в исполнении Георгия Абрамова (1948 г.). Сейчас – официальный гимн Брянской области.
В конце 1940-х Софронов продолжает поддерживать близкие товарищеские отношения с Михаилом Шолоховым. Об этом свидетельствует их частная переписка (например, в телеграмме от 28 декабря 1948 г., адресованной Софронову, находящемуся в Дели (Индия), Шолохов пишет: «Пожалуйста, привези два хороших охотничьих ножа. Сердечно обнимаю».
В 1934 – 1947 гг. Софронов пишет множество патриотических стихов и поэм, по преимуществу – на донскую тему. Ни один поэт на земле не написал стихов о Доне больше, чем Софронов. Он выпускает их последовательно 10-ю сборниками: «Солнечные дни» (1934), «Мы продолжаем песню» (1936), «Над Доном-рекой» (1938), «Сторона донская» (1940), «Конногвардейцы» (1942), «Казачья слава» (1942), «Ковыли» (1944), «Степные солдаты» (1944), «Казачья весна» (1946), «Стихи военных лет» (1947). Поэмы: «Нагайка», «Бочонок» (1939), «Батожок» (1944), «Миус» (1945), «Хмель-хмелёк» (1945), «Золотой берег» (1945). Кроме того, в конце 1930-х – середине 1940-х, писал либретто для оперетт «Соловьиный сад» (1938), «Искатели сокровищ» (1941), «Девушка из Барселоны» (1942).
В 1948 г. Анатолий Софронов был удостоен Сталинской премии второй степени за свою первую пьесу «В одном городе» (1946). Пьеса поставлена в театре им. Моссовета. Одновременно Софронов назначен секретарём СП СССР. Он пробыл на этом посту до 1953 г. На следующий год, в 1949, Софронов опять удостоился государственной премии, на этот раз – первой степени, за пьесу «Московский характер» (1948), поставленную в Малом театре.
С 1949 г. до конца жизни Софронов написал еще 22 пьесы и 8 сценариев фильмов. Из фильмов наиболее полюбилась советскому народу мелодраматическая комедия «Стряпуха» (1965), главную роль в которой сыграла Светлана Светличная. Кроме пьес и сценариев, Софронов выпустил еще шесть сборников стихов. После смерти Сталина, в 1953 г. Анатолий Владимирович назначен главным редактором журнала «Огонёк». Он возглавлял редакцию этого журнала больше 30 лет (до 1986 г.).
Продолжается плодотворное сотрудничество с Михаилом Шолоховым. Именно у Софронова в «Огоньке» в апреле-июне 1954 г. начинается публикация второй книги «Поднятой целины» Шолохова, которую медлил публиковать у себя Твардовский (из-за чего Михаил Александрович даже вышел из редакции «Нового мира», где в начале 1930-х была опубликована первая книга романа).
А. Софронов на базе «Огонька» формирует группу талантливых советских «шолоховедов», многие из которых были с Дона (К. Прийма, В. Закруткин, П. Лебеденко и др.).
В 1958 г. А. Софронов становится зам. председателя Советского комитета солидарности со странами Азии и Африки, много ездит по миру, пишет очерки о путешествиях и сценарии к водевилям. Создает Международную ассоциацию писателей стран Азии и Африки и общество «Гефест» для глухонемых художников.
В 1970-е годы, после получения М. Шолоховым Нобелевской премии (1965), – начинается беспримерный расцвет «шолоховедения» в СССР. Лучшее издание этого круга – сборник «Слово о Шолохове», подготовленный Софроновым к 50-летию своего великого друга. Сам А. Софронов в том же юбилейном 1973 г. публикует в «Огоньке» очерк о Шолохове в Вешках «У Лебяжьего яра», а в 1975 в «Современнике» выходит его книга «Шолоховское».
В ростовском театре им. Горького в разные годы было поставлено 12 пьес Анатолия Софронова. Некоторые произведения Софронова переведены на иностранные языки. За заслуги в развитии советской литературы и общественную деятельность А. В. Софронов награжден тремя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени. Он удостоен звания Героя Социалистического Труда.
Скончался Анатолий Владимирович в Москве 9 сентября 1990 года в возрасте 79 лет.
В 1994 жена Анатолия Владимировича Эвелина основала при Союзе Писателей России литературно-мемориальную гостиную Софронова, «хранящую память о поколении людей безраздельно принадлежащих своей Родине».
Как отметил на вечере памяти Анатолия Софронова, прошедшем в ЦДЛ в 2006 г., председатель Московской организации Союза писателей России В. И. Гусев, «с именем Анатолия Софронова неизбежно ассоциируется слово и понятие «русский». Анатолий Софронов был одним из первых в Советском Союзе, кто предвидел грядущую трагедию русского народа, народа-интернационалиста в лучшем смысле этого слова».
А.Софронов «Посвящение Дону»
Как можно жить, не зная точно,
Откуда ты и кто ты сам?
Кому обязан каждой строчкой,
Каким высоким парусам?
Кому ты твердостью обязан?
Откуда в люди вышел ты?
Кто в жизни дал тебе наказом
Неразводимые мосты,
Соединившие навеки
Тебя с отцовскою землей?
Откуда ты считаешь вехи
Дороги долгой и крутой?!
И не ищите, не ищите
Меня в какой стране другой:
Нуждаясь в ласке и защите,
Я возвращаюсь в край родной.
И вот дышу, дышу, вдыхая
Дымок рыбачий над костром,
Смотря, как пламя полыхает
Под искрометным ветерком.
Нет, не ищите, не ищите, —
Я сам всегда сюда иду,
Донской земли старинный житель,
Без этих зорь я пропаду!
Пусть опадает клен багряно,
Теряя листья на ветру…
Осенней ночью ноют раны,
Лишь затихая по утру.
Когда кричат разноголосо,
Росой умывшись петухи,
Опять рождаются без спроса,
Без принуждения стихи.
ПОД КЛЕНАМИ
Цвела весна зеленая
Под небом голубым.
Мы встретились под кленами
С курсантом молодым.
И в вальсе закружилися,
Играл на мостовой
Военного училища
Оркестр наш духовой.
Ушла далеко конница
К Дунаю воевать,
Пока война не кончится —
Нам свадьбы не сыграть.
Притихла наша улица,
Лишь клен шумит листвой,
Но мне порою чудится
Оркестр наш духовой.
Мы встретились под кленами,
Я знаю — он придет,
С майорскими погонами
И шпорой он блеснет.
Пройдет весна над рощами,
Над тишью городской,
И загремит на площади
Оркестр наш духовой.
По мнению некоторых авторов, именно песенное наследие Софронова имеет наибольшую ценность .
Знаменитая песня «Ростов-город, Ростов-Дон» на стихи Анатолия Софронова (музыка Матвея Блантера) является гимном Ростова-на-Дону.
В рамках Проекта «Литературный туризм» и Единого дня писателя «Ростов.Софронов.110» предлагаем Вашему вниманию композицию «Ростов-город» в исполнении инструментального дуэта «Дядя Баян» (Солисты Владимир Хлистунов и Филипп Фомин)
Мероприятие подготовила Ю.А.Кузавкова