Здравствуйте, дорогие ребята!
Сегодня наша литературная карусель , посвящёна юбилею детской писательницы поэтессы — Агнии Львовны Барто.
Прошло уже много лет, а её стихи знают и помнят все: дети, их мамы и папы, бабушки и дедушки. И это не удивительно. Ведь маленьким детям читают эти стихи родители. Вырастают дети, сами становятся мамами и папами и читают эти стихи своим детям. Потом и эти дети вырастают, и уже их дети будут слушать и повторять любимые всеми стихи..
-А сейчас давайте мысленно перенесёмся в 1906 год 17 февраля, … В этот день родилась Агния Барто в Москве в 1906 году, здесь училась и выросла. Первое впечатление её детства — высокий голос шарманки за окном. Она долго мечтала ходить по дворам и крутить ручку шарманки, чтобы изо всех окон выглядывали люди, привлечённые музыкой.
Отец Агнии Львовны работал ветеринаром и мечтал, чтобы дочь стала балериной. Но балериной она не стала, хотя и окончила хореографическое училище.
Стихи она начала писать в раннем детстве. В 1936 г вышел цикл стихов для самых маленьких «Игрушки». Барто стала одним из самых любимых детских поэтов. Стихи Агнии лёгкие и весёлые.
Кораблик
Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке,
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:
— Прокати, капитан!
Фонарик
Мне не скучно без огня —
Есть фонарик у меня.
На него посмотришь днём —
Ничего не видно в нём,
А посмотришь вечерком —
Он с зелёным огоньком.
Это в баночке с травой
Светлячок сидит живой.
Слайд 5
-Юность Агнии Барто пришлась на годы революции и гражданской войны. Во время ВОВ она выезжала на фронт с чтением своих стихов, писала для газет, часто выступала по радио и на заводах. Там видела труд рабочих-подростков, который её поразил. Это тяжёлое время нашло отражение в её поэзии.
-Так появились стихи: «Новичок», «Непоседа», «Мой ученик» и стихотворение«Решил я стать учеником»
Прощайте, кони на лугу,
Я вас все лето пас.
Прощайте, кони на лугу,
Ещё разок постерегу,
Потом покину вас.
Холмы синеют вдалеке,
Уже совсем рассвет…
Холмы синеют вдалеке,
Как будто волны на реке,
А лес в туман одет.
Восходит солнце над леском,
Встаёт погожий день.
Решил я стать учеником,
Надеть фуражку с козырьком
И кожаный ремень.
Все жду я почты полевой.
От брата писем нет…
Алеша, если ты живой,
Пиши скорей ответ.
Алеша, бей их горячей,
Гони фашистов прочь,
И я готов не спать ночей,
Стоять подручным у печей,
Работать день и ночь.
Прощайте, кони на лугу,
Я вас все лето пас.
Ещё разок постерегу,
Потом покину вас.
Другого ждите конюха,
Привыкнете к нему…
Гнедой заржал тихонечко,
Не знаю почему.
— Многие стихи Агнии Барто стали песнями. Предлагаю послушать песню «Любитель-рыболов».
-Агния Барто написала очень много стихов. И не только для малышей, но и для школьников, и для подростков. А. Барто писала и сценарии для художественных фильмов: «Алеша Птицын вырабатывает характер», «10 000 мальчиков»: А ещё есть фильм «Слон и верёвочка», в этом фильме просто взяли за основу стихотворение А. Барто «Верёвочка». Давайте вспомним небольшой отрывок из этого стихотворения.
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Как птицы, заливаются
Трамвайные звонки:
Шумная, весёлая,
Весенняя Москва.
Ещё не запылённая
Зелёная листва.
Галдят грачи на дереве.
Гремят грузовики.
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Тут прохожим не пройти:
Тут верёвка на пути.
Хором девочки считают
Десять раз по десяти.
Это с нашего двора
Чемпионы, мастера
Носят прыгалки в кармане,
Скачут с самого утра.
— Но есть один фильм, который знают от мала до велика. В этом фильме рассказывают о девочке, которая потерялась. Этот фильм называется «Подкидыш».
Посмотрите отрывок из кинофильма «ПОДКИДЫШ».
— Всем своим творчеством Агния Барто воспитывает уважение к детям. Юные герои стихотворений Агнии Львовны завоёвывают наше уважение уже с самых первых своих шагов.
В конце 1968 г. вышла книга стихов Агнии Барто «Я — расту» — новая грань в её творчестве, новая и весьма важная его ступень. Стихи согреты добрым чувством и улыбкой, радостью бытия. Ребёнок не без проказ, не без ошибок в поступках. Но он растёт.
Я выросла
Мне теперь не до игрушек —
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки
И Сереже подарю.
Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.
Заяц нужен мне самой —
Ничего, что он хромой,
А медведь измазан слишком…
Куклу жалко отдавать:
Он отдаст её мальчишкам
Или бросит под кровать.
Паровоз отдать Сереже?
Он плохой, без колеса…
И потом, мне нужно тоже
Поиграть хоть полчаса!
Мне теперь не до игрушек —
Я учусь по букварю…
Но я, кажется, Сереже
Ничего не подарю.
— Поэтесса наблюдает за формированием лучших качеств, начиная с детского возраста, её стихотворения способствуют воспитанию любви к Родине. Эта способность характерна для всего творчества Барто, и особенно для стихотворений, адресованных школьникам.
Маляр
Мы с дедом красили сарай,
Мы встали с ним чуть свет.
— Сначала стену вытирай,-
Учил меня мой дед. —
Ты ототри ее, очисть,
Тогда смелей берись за кисть.
Так и летала кисть моя!
Гремел на небе гром,
А мне казалось — это я
Гремлю своим ведром.
Ну, наконец сарай готов.
Мой дедушка так рад!
Эх, взять бы краски всех цветов
И красить всё подряд!
Немного краски есть в ведре,
На донышке, чуть-чуть,-
Я завтра встану на заре,
Покрашу что-нибудь!
-А теперь я предлагаю для закрепления викторину «Угадай-ка».
1. Что делает бычок когда идёт и качается?
мычит
вздыхает
прыгает
падает
2. Из четырёх предметов — три взяты из произведений А. Барто, а один — нет:
Самолёт
Мячик
Самовар
Грузовик
3. Как называется стихотворение, в котором есть эти строки:
Спать пора! Уснул бычок,
Лёг в коробку на бочок.
Сонный мишка лёг в кровать,
Только слон не хочет спать.
Бычок
СлонМишка
Спать пора
4.Какое слово есть в стихотворении «Зайка»?
Друг
Снег
Скамейка
Качели
5. Как звали девочку, в произведении «Помощница», которая ничего не делая, очень уставала?
Танюша
Лидочка
Настенька
Катюша
6.Что умела делать маленькая Настенька, лежа в коляске?
плакать
гулить
пускать пузыри
улыбаться
7. Какое стихотворение заканчивается словами: «…А потом вернёмся к маме»?
Грузовик
Самолёт
Кораблик
Верёвочка
8. Почему плакала Таня?
упала
уронила в речку мяч
ударилась
потеряла игрушку
9. Кто бродил возле ёлки, которая стояла во дворе, в стихотворении «Дело было в январе…»?
волки
разбойники
медведи
соседи
10.Кто из вас знает, из какого стихотворения эти строки:
У Танюши дел немало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала, —
Он с утра конфеты ел. (Помощница)
11. Как звали девочку, которая уронила в речку мячик?
(Таня)
12.Кто просил капитана прокатиться в кораблике?
(Лягушки)
13.Что придумали ребята, чтобы снежной бабе не было скучно?
(Слепили подружку)
14. Чьи это слова?
«- Фу! Какая теснота!
Говорит она старушке:-
Это детские места».
(Любочка из стихотворения «Любочка»)
-Молодцы!
-Все стихи Агнии Барто – мудрые, весёлые и беспокойные, те которые мы сегодня вспомнили, останутся с нами навсегда. Из нашей памяти эти стихи не сотрутся никогда.
Творчество Агнии Львовны будет жить вечно в наших сердцах, и передаваться из поколения в поколение.
— И в заключении нашей встречи предлагаю посмотреть мультфильм по стихотворению А. В. Барто «Волшебная лопата».
Спасибо за внимание!
Приглашаем вас за книгами Агнии Барто в нашу библиотеку!
Мероприятие подготовила Кузавкова Ю.А.