Здравствуйте, увааемые читатели!
В 2021 году отмечается 200-летие со дня рождения русского писателя А.Ф.Писемского.
Предлагаем Вашему вниманию Литературный час «Большой, большой талант»
Писемский Алексей Феофилактович (11.03.1821 года (ст.стиль), с. Раменье, ныне Чухломского района Костромской области — 21.01.1881 года, Москва) .
Четырнадцати лет он поступил в костромскую гимназию, где начал писать и пристрастился к театру, а в 1840 г. перешел в Московский университет, «будучи большим фразером, благодарю Бога, что избрал математический факультет, который сразу же отрезвил меня и стал приучать говорить только то, что сам ясно понимаешь. Но этим, кажется, только и кончилось благодетельное влияние университета».
Славянофильство оставалось ему чуждо. Его духовные интересы связаны
были почти исключительно с театром. В 1844 г. он «снова стяжал славу
актера»: знатоки ставили его в роли Подколесина, даже выше Щепкина.
Слава первоклассного чтеца всегда оставалась за Писемским, но «репутация
великого актера, которая была ему составлена в Москве и которой он
очень гордился, не выдержала окончательной пробы в Петербурге»
(Анненков).
В 1844 г. Писемский окончил курс университета; отца его в это время уже
не было в живых, мать была разбита параличем; средства к жизни были
весьма ограничены.
В 1846 г., прослужив два года в палате государственных имуществ в Костроме и Москве, Писемский вышел в отставку и женился на Екатерине Павловне Свиньиной, дочери основателя «Отечественных Записок». Выбор оказался чрезвычайно удачным: семейная жизнь внесла много светлого в судьбу Писемского.
В 1848 г. он снова поступил на службу, чиновником особых поручений, к костромскому губернатору, затем был асессором губернского правления (1849 — 1853), чиновником главного управления уделов в Петербурге (1854 — 1859), советником московского губернского правления (1866 — 1872).
Служебная деятельность, окунув Писемского в глубь мелочей повседневной провинциальной жизни, оказала значительное влияние на материал и метод его творчества. «Трезвость», вынесенная Писемским из университета, окрепла вдали от волнений напряженно-культурной жизни. На литературное поприще он выступил в первый раз с маленьким рассказом «Нина» (в журнале «Сын Отечества», июль, 1848), но первым произведением его должно считать «Боярщину», написанную в 1847 г. и, по воле цензуры, появившуюся в печати лишь в 1857 г.
В 1850 г., войдя в сношения с молодой редакцией «Москвитянина»,
Писемский послал туда повесть «Тюфяк», которая имела громкий успех и,
вместе с «Браком по страсти», выдвинула его в первые ряды тогдашних
писателей.
В 1850 — 1854 гг. появились его «Комик», «Ипохондрик», «Богатый жених»,
«Питерщик», «Батманов», «Раздел», «Леший», «Фанфарон» — ряд
произведений, до сих пор не потерявших неподражаемой жизненности,
правдивости и колоритности. Разнообразные моменты русской
действительности, еще никем не затронутые, явились здесь впервые
предметом художественного воспроизведения.
Переселясь в 1853 г. в Петербург, Писемский произвел здесь значительное впечатление своей оригинальностью и, так сказать, первобытностью. В материальном отношении Писемский в Петербурге был стеснен; жизнь его «подходила к жизни литературного пролетария». Служба ему не удавалась, писал он мало.
За 1854 г. напечатаны в «Современнике» — «Фанфарон» и в «Отечественных Записках» — «Ветеран и новобранец»; в 1855 г. — критическая статья о Гоголе, лучший рассказ Писемского из народного быта: «Плотничья артель» и повесть «Виновата ли она»; оба последние произведения имели большой успех, и Чернышевский в обзоре литературы за 1855 год назвал повесть Писемского лучшим произведением всего года.
В 1858 г. Писемский принял на себя редакцию «Библиотеки для Чтения»; его «Боярщина» явилась, наконец, на свет, а в «Отечественных Записках» был напечатан его chef d’oeuvre — роман «Тысяча душ».
Вместе с первыми рассказами Писемского из народной жизни, «Горькая судьбина» считается наиболее сильным выражением его реализма. В изображении великорусского мужика, в передаче народной речи Писемский никем ни раньше, ни позже превзойден не был.
Писемский порвал связи с Петербургом и в начале 1862 г. переселился в Москву. Здесь на страницах «Русского Вестника» появился в 1863 г. его новый роман, задуманный за границей (где Писемский, во время лондонской выставки, познакомился с русскими эмигрантами), начатый в Петербурге еще до разрыва с прогрессистами и законченный в Москве под свежим впечатлением этого разрыва.
Писемский стал было заведывать беллетристическим отделом «Русского
Вестника», но в 1866 г. опять поступил на государственную службу. С
переездом в Москву совпадает поворот в направлении творчества и явное
ослабление художественных сил Писемского. В 1869 г. появился в
славянофильской «Заре» роман Писемского: «Люди сороковых годов».
Через два года («Беседа», 1871) появился новый роман Писемского: «В
водовороте», где автор пытался «представить нигилизм, осуществляемый в
общественной среде».
По своему литературному значению этот роман еще ниже предыдущего. «Я устал писать, а еще более того жить, — писал Писемский Тургеневу весной 1878 г., — тем более что, хотя, конечно, старость — не радость для всех, но у меня она особенно уж не хороша и исполнена таких мрачных страданий, каких не желал бы я и злейшему врагу своему».
Это тягостное настроение владело Писемским еще с начала семидесятых годов, когда внезапно покончил с собой его любимый сын, молодой математик, подававший надежды. Тщетно боролась любящая семья с приступами возрастающей ипохондрии, к которой присоединились еще физические недуги.
Новое несчастие — безнадежная болезнь другого сына, доцента Московского университета — надломило исстрадавшийся организм Писемского. Обычный припадок острой тоски и мнительности не завершился тихой грустью и физическим изнеможением, как бывало прежде, но перешел в предсмертную агонию. 21 января 1881 года Писемский скончался.
Предлагаем Вам решить кроссворд по произведениям А.Ф.Писемского
Ответы на кроссворд:
Мероприятие подготовила Дмитренко С.Н.