Добрый день, уважаемые читатели!
Выбрать дело жизни и не ошибиться — непростая задача. Спросили у экспертов, когда стоит задуматься о будущей профессии и как найти подходящий вуз.
Главные ошибки при выборе профессии
Начинайте готовиться к выбору заранее. Чтобы видеть все возможности, пробуйте разные направления, пока учитесь в средней школе, советует руководитель центра «Арт-Личность» Айдар Фаррахов.
«До 4-го класса вы учитесь учиться — делать уроки, быть самостоятельным. С 4-го по 8-й класс знания стабилизируются, в это время нужно пробовать новые сферы, расширять свой опыт. А с 14 лет уже стоит выбирать те занятия, которые помогут определиться с будущей профессией. Здесь правильнее говорить не только о возможностях для работы, но и о выборе будущего в глобальном смысле, — говорит Айдар. — Надо накапливать багаж умений, участвовать в стажировках, обучающих лагерях, использовать возможности поработать летом. Чтобы чемоданчик набрался, а потом ты его открыл и посмотрел, что умеешь, что тебе приносит удовольствие, чем хочешь заниматься».
Главные ошибки при выборе:
- Идти в профессию, чтобы продолжить династию.
Например, оба родителя — юристы. Они могут настаивать на обучении по юридическому профилю, даже если ваши интересы не укладываются в это направление. - Поступать в вуз за компанию, вслед за друзьями.
Чтобы не разлучаться со школьными друзьями, есть соблазн подать документы туда же, куда они планируют поступать. - Следовать за модой на профессию.
Кадровый голод в отдельной отрасли сегодня не гарантирует трудоустройства через пять лет, когда вы получите диплом по нужной профессии.
Те, кому не удалось сделать уверенный выбор перед поступлением в вуз, снова сталкиваются с этим вопросом после первых курсов или защиты диплома, говорит Кирилл Кузнецов, руководитель отдела профориентации ЦТР «Гуманитарные технологии»: «Мало кто имеет четко выстроенную профессиональную траекторию. Этот тренд существует давно, и поэтому мы видим, что многие выпускники не работают по специальности после вуза. Полноценное профессиональное самоопределение часто происходит уже после получения диплома».
После учебы по специальности, к которой нет интереса, у выпускника нет и мотивации, чтобы становиться хорошим специалистом. Возникают сложности с тем, чтобы найти работу или обеспечить себе достойный уровень заработка. Единственный выход — переучиваться, искать любимое дело. Но в любом случае невозможно вернуть время, потраченное на первое образование.
Согласно опросу Службы исследований HeadHunter, среди работающих соискателей, получивших высшее образование, 41% работают не по той специальности, которую получили в вузе. Чем лучше вы разберетесь в своих интересах и способностях, тем больше шансов, что образование станет хорошим стартом для вашей карьеры. Учеба в университете — это не только знания, но и определенный круг общения. Некоторые знакомства могут пригодиться в будущем, когда ваши профессиональные пути пересекутся.
Выбор вуза: три важных принципа
1. Оцените шансы на успех
Надежное учебное заведение должно работать не меньше 7–10 лет, говорит Айдар Фаррахов. Выясните, есть ли у вуза международные связи и возможности для студенческих стажировок. Изучите преподавательский состав. Важно, чтобы ключевые дисциплины вели практикующие профессионалы. Хорошо, если они работают в компаниях — лидерах интересной вам отрасли. В этом случае можно быть уверенным, что преподаватели будут делиться с вами реальным опытом.
«Важно соизмерять свои желания с возможностями рынка труда. Конечно, есть сферы с зарплатами выше рынка. Например, если ты увлеченный айтишник, восходящая звезда, горишь своим делом и уже имеешь хороший опыт — подход к тебе будет другой и предложения по зарплате — тоже. Но большинство выпускников не могут претендовать на такие условия, им потребуется несколько лет, чтобы повысить свою зарплату», — говорит Айдар Фаррахов.
Конечно, специалисты без опыта начинают с маленьких зарплат. Но после 1–3 лет работы она может вырасти в полтора-два раза. А для отдельных специальностей и выше (прежде всего в технических сферах).
Ходите на дни открытых дверей в вузы, смотрите на студентов, спрашивайте совета выпускников. Лучше начинать это делать в 9–10-м классе, когда еще остается время до выбора выпускных экзаменов.
«Выбор вуза должен делать сам школьник, а не родители за него. Стоит вступить в студенческие сообщества в соцсетях, походить на открытые мероприятия, посмотреть на студентов — как они общаются, чем интересуются. Живой разговор за чашкой кофе со студентом или выпускником тоже даст много полезной информации», — говорит Айдар Фаррахов.
2. Выбирайте подходящий формат обучения
Узнайте, какие возможности для обучения есть в разных вузах: практикуют ли международный студенческий обмен, сотрудничают ли с известными в этой профессиональной области работодателями по практическим программам и стажировкам, проводят ли летние интенсивы или практические лаборатории с защитой групповых проектов.
«Я бы подумал над тем, каким образом будет сформирована та компетенция, которая заявлена в программе. Полезно обучаться в разных условиях, не только в системе «преподаватель — студент». Совместные проекты, например, помогают учиться у своих одногруппников. Это развивает навыки коммуникации, способность к объединению. Если есть возможность выступать со своим проектом, ты приобретаешь опыт презентации, учишься рассказывать о своей работе», — говорит Дмитрий Сизарев.
Следить за собственным развитием легче вместе с куратором. Выясните, есть ли такая практика в интересных вам вузах: «В образовании важно не просто дойти до конечной точки, а отслеживать свой прогресс. Движешься ли ты вперед, как ты развиваешься — важно наблюдать за этим. Хорошо, если в вузе есть такая практика, когда студент работает с куратором», — отмечает Дмитрий Сизарев.
Интенсивная учеба в разных форматах поможет собрать интересное портфолио. Опыт презентации своих идей, самостоятельной разработки проекта, навыки работы в группе создадут хорошее впечатление о вас, когда придет время поиска первой работы. «Работодателям не интересен сам по себе диплом, — говорит Айдар Фаррахов. — Важнее то, насколько вы увлечены своей специальностью, есть ли у вас новые идеи и хотя бы небольшой опыт».
3. Прислушайтесь к себе
Выбор вуза складывается из нескольких составляющих. Можно положиться на формальные критерии: смотреть рейтинги, читать отзывы выпускников. Также важно опираться при выборе на личный опыт: поговорить со студентами во время дней открытых дверей, побывать на открытых мероприятиях факультетов. Третий компонент выбора — внутреннее решение, которое может идти вразрез с рациональными доводами.
«Если выбор связан с двумя компонентами, например между двумя вузами или факультетами, я рекомендую инструмент «декартовы координаты», — говорит Дмитрий Сизарев. — Он помогает выбрать то, что человеку ближе на данный момент. Происходит оценка ситуации по четырем критериям. Первый: если это произойдет, то что я приобрету? Что будет положительного, если я сделаю такой выбор? Второй критерий: что я потеряю, с чем придется расстаться. Третий: если это не произойдет, что я приобрету, что сохранится в моей жизни? И четвертый: что я потеряю, что не произойдет в моей жизни, если я не сделаю такой выбор? Затем берешь маркер, выделяешь самые важные слова из того, что записал. И делаешь выбор — А или Б».
Еще Дмитрий рекомендует такой метод: можно закрыть глаза и представить, что на одной руке одно решение, а на другой — второе. И прислушаться к своим ощущениям — что перевешивает. Тогда выбор происходит не на когнитивном уровне, а с подсказкой от тела и той части мозга, которую мы не можем контролировать.
Что говорят исследования
Многие выпускники не готовы определиться с профессией даже за полгода до экзаменов. Если сомнения мешают вам решиться, поделитесь ими с преподавателями, родителями или знакомыми студентами. Опыт других может быть вам полезен.
«В прошлом году мы провели большое исследование среди школьников выпускных классов. Мы увидели, что даже в 11-м классе мало тех, кто четко видит свою дальнейшую траекторию. Мы задавали прямой вопрос: определились ли вы с профессией и учебным заведением? В 11-м классе 40% опрошенных ответили, что не определились ни с тем, ни с другим. Опрос прошел в ноябре, а через полгода у этих школьников уже выпускные экзамены», — говорит Кирилл Кузнецов.
Если у вас есть сложности с выбором, не отчаивайтесь. Около 70% выпускников сталкиваются с теми же проблемами. Старайтесь больше узнавать о существующих специальностях, говорите об интересных профессиях с друзьями и родителями — это поможет определиться с выбором и лучше оценить ситуацию на рынке труда.
Важные вопросы при выборе профессии:
Прислушайтесь к себе, чтобы сделать осознанный выбор. Для этого нужно ответить на главные вопросы:
- Что мне нравится делать?
- Как я хочу работать? Сколько хочу зарабатывать, какой график и условия я вижу для работы своей мечты?
- Какие профессии подходят под мои критерии?
Чек-лист по выбору вуза
- Проверьте вуз по отзывам и рейтингам.
- Оцените преподавательский состав: есть ли практикующие профессионалы или только теоретики, сколько лет работают в вузе ключевые эксперты.
- Изучите форматы обучения и стажировки: международный студенческий обмен, летние стажировки, практика в компаниях — партнерах вуза, студенческие лаборатории, инкубаторы, форматы дебатов, проектов, интенсивов.
- Сходите на дни открытых дверей, чтобы оценить атмосферу в вузе.
- Поговорите с выпускниками или студентами старших курсов.
Мир быстро меняется: появляются новые технологии и инструменты, приходят новые профессии. Возможно, вам не раз придется выбирать, чем заниматься дальше. Чтобы всегда быть в курсе ситуации, следите за новостями науки и бизнеса и интересуйтесь профессиями будущего.
По классификации профессий Е. А. Климова все профессии делятся на типы: «человек — природа»(к этому типу относятся профессии, так или иначе имеющие отношение к природе), «человек — знак» (это профессии связанные с анализом и обработкой данных, цифрами, буквами), «человек — человек» (сюда входят профессии, связанные с работой с людьми), «человек — техника» (сюда относятся все технические профессии) , «человек — художественный образ» (профессии, связанные с искусством и творчеством).
Предлагаем Вам интерактивное задание — составьте пары: профессия и тип, к которой она относится!
Спасибо за внимание!
Мероприятие подготовила Дмитренко С.Н.