Здравствуйте, уважаемые читатели и подписчики!
22 октября – праздник Белых Журавлей. Этот памятный день известен не только по всей России и в странах СНГ, но и далеко за их пределами. Великий праздник посвящен памяти солдат, погибших в на полях сражений Великой Отечественной войны и захороненных в братских могилах. Такое поэтическое название появилось благодаря одноименному стихотворению Расула Гамзатова. Именно он и стал основателем этого замечательного памятного дня, который стал праздником духовности, поэзии и светлой памяти о павших на полях сражений во всех войнах.
В этот день вспоминают тех, кто положил свои жизни на алтарь победы на всех полях сражений. И в этот праздник вспоминают образ «Белых журавлей».
Что символизирует название праздника? Журавль во многих народных легендах и сказаниях символизирует благополучие и мир. Там, где эта птица – свет, добро, надежда на прекрасное будущее. В японском эпосе журавль ассоциируется с долголетием и обеспеченной жизнью, а для китайцев это – символ вечной жизни. Удивительно, но не оставлен без внимания журавль и в африканских притчах. Там эта птица упоминается как посланник высших сил, посредник, через которого можно общаться с богами на небесах. А его полет – возрождение, как морального духа, так и физического тела. Христиане же считают журавля символом смирения и послушания.
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?
Летит, летит по небу клин усталый,
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый,
Быть может, это место для меня.
Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей…
Именно эти стихи Расула Гамзатова, положенные на музыку Яна Френкеля стали песней-реквиемом, гимном памяти, погибшим во время ВОВ солдатам, которых авторы сравнивали с клином летящих журавлей, а впоследствии — и жертвам терроризма, Чернобыльской катастрофы, военных конфликтов. И в сегодняшние непростые времена песня, как никогда, значима для всего мира. Ее мелодия обладает особым секретом воздействия на слушателей: сколько бы она ни звучала, ее невозможно воспринимать без волнения. «Журавли» — песня-реквием, песня-молитва, песня, с которой каждый вспоминает свою войну.
Журавли исстари являются одними из наиболее почитаемых людьми птиц. Они веками живут в народных пословицах, поговорках, приметах и в музыке. Практически везде журавль олицетворяет положительное и светлое начало наряду с такими птицами, как лебеди.
Упоминания о прекрасной птице — журавле — встречаются в культурах многих народов мира.
Практически везде журавль олицетворяет положительное и светлое начала.
В Японии образ журавля — цуру — символизирует долголетие и процветание. В Китае также журавля часто связывают с бессмертием. У многих народов, например, африканских, журавль является посланником богов и символом общения с богами. Считается, что полет журавля воплощает духовное и телесное возрождение.
Христианская культура имеет схожий символизм — здесь с журавлем связывают лояльность, терпение, бдительность, добротность, добрый порядок и послушание в монастырской жизни.
В России существует Праздник Белых Журавлей!
Этот необычный праздник с поэтическим названием был учрежден народным поэтом Дагестана Расулом Гамзатовым как праздник духовности и светлой памяти павшим на полях сражений во всех войнах и террористических актах, а песня «Журавли» стала символическим гимном памяти.
Расул Расулович Гамзатов — знаменитый аварский поэт, публицист, политический деятель. Лауреат различных премий, как Советского Союза, так и мира. Всемирной литературной организацией был призван Лучшим поэтом ХХ века.
Многие из стихов Гамзатовы были положены на музыку.
Одно из самых ярких стихотворений Р. Гамзатова «Журавли». Ни одно литературное произведение не создается просто так, каждое имеет свою судьбу.
Стихотворение, на основе которого была создана известная во всем мире песня, имеет свою предысторию.
В 1965 году Р. Гамзатов посетил Японию, где принял участие в траурных мероприятиях, посвященных 20-й годовщине ядерной бомбардировки Хиросимы.
Тысячи женщин в белой одежде (в Японии это цвет траура) собрались в центре города у памятника девочке с белым журавлем – Садако Сасаки. Это девочка, которой было всего два года, когда на ее родной город сбросили атомную бомбу.
Случилось это 6 августа 1945 года в 8 часов 14 минут. Американский летчик открыл люк самолета и бомба, медленно покачиваясь на парашюте, стала опускаться над центром города. В мимолетные доли секунды на город низвергся огненный, ярче солнечного света, шар. В одну секунду было сожжено 86100 человек. В одну секунду 72000 человек получили тяжелые ранения. В одну секунду 6820 домов превратились в пепел, который поднялся столбом, высотой в километр.В одну секунду было разрушено и превращено в раскаленные развалины 3750 зданий.В ту же секунду смертоносные частицы поразили смертью все живое в радиусе полутора километров.
В это утро Садако со своим братом Шигео долго стояли в очереди за хлебом. Утомившись они решили отдохнуть на берегу озера. Уложив в тени Садако, Шигео пошел купаться. Через несколько секунд мальчик был выброшен на берег огромной волной, а его сестра покатилась по земле, как легкий, скомканный из бумаги, шарик. Это все, что запомнил Шигео, да еще, пожалуй, сломанные ветви и массу сорванных с деревьев листьев, которые пронес неизвестно откуда взявшийся ветер. Садако же, кажется, вобще ничего не ощутила тогда и не запомнила. Да и что могла она запомнить, ведь ей было всего два года.И через десять лет эхо ядерного взрыва достигло стен их дома. Отравленные радиацией воздух, вода, земля отняли жизненные силы Садако, и она заболела тяжелой лучевой болезнью – лейкемией или раком крови. Страшная болезнь была обнаружена совершенно неожиданно для девочки и ее близких. Садако принимала участие в велосипедном кроссе. Ей предстоло пройти последний участок длиною 10 км. Она была хорошо подготовлена, только немного волновалась, потому что ее как-то непривычно лихордило.
Ее состояние заметил брат и посоветовал ей успокоиться. Садако была волевой девочкой, она взяла себя в руки и отлично прошла нужную дистанцию. А вечером дома у Садако поднялась температура, снова появилось лихорадочное состояние, головкружение. На следующий день ей стало еще хуже. А через неделю у врачей и близких уже не было сомнений в том, что Садако пополнила число жертв атомной бомбордировки Хиросимы. Девочка не оставляла надежды на исцеление. В Японии полагают: если сделаешь тысячу белых журавликов из бумаги – исполнится твоя заветная мечта.
В госпитале она вырезала из бумаги журавликов, веря в то, что, когда их будет тысяча штук, наступит выздоровление. В один из теплых, согретых ласковым весенним солнцем, дней Садако лежала на балконе больницы, напрягая волю и мышцы. Девочка вырезала из бумаги птицу. Но почему бумага стала толще, в последнее время и ножницы перестали ее слушаться. Ах, какая неуклюжая получилась птица. Ее нужно выбросить прочь, заменить другой. Выбросить? Нет, ни в коем случае! Ведь сил так мало и времени тоже. Ее волшебные птицы, нанизаны на шнурок и легко грациозно раскачиваются над кроватью. Шигео всегда говорил, что Садако молодец, она не только старается выполнить задачу, но находит силы, чтобы ободрить других. Рядом с ней на балконе стоит кровать больного мальчика Шигетало. Он уже два года прикован к постели, изучен болями и процедурами. Шигетало также ждет выздоровления и также как Садако вырезает из бумаги журавликов. 405 птиц взмахиват крыльями над его кроватью при каждом дуновении ветерка.Но Шигетало иногда покидает вера в победу, и он спрашивает Садако: «Скажи, ты веришь, что мы будем здоровы? Может быть, врачи обманывают нас?»
– «Стыдись, Шигетало, ты же мальчик! Больше бодрости, мы должны жить!» – слышится голос Садако.
Чуда не произошло. Держа в руках журавлика, Садако умерла 25 октября 1955 года в возрасте 12-ти лет.
До сих пор дети из разных стан мира присылают тысячи журавликов в мемориал Мира в Хиросиме с надеждой на мир. И этих журавликов складывают в большие стеклянные ящики, стоящие вокруг памятника Садако. Уходящий ввысь остов, символизирующий атомную бомбу, венчает отлитая из бронзы фигура девочки. Руки ее протянуты вверх и, кажется, вот-вот взмахнет ввысь из рук девочки блестящий журавлик.
Расул Гамзатов был потрясен этой историей с маленькой девочкой. Когда он стоял на площади среди человеческого горя, в небе над Хиросимой, неизвестно откуда появились настоящие журавли.
Это было неким знаком, скорбным напоминанием о погибших в жестокой войне, ведь многие в Стране восходящего солнца верят в мистическое переселение душ.
Хиросимская девочка с бумажными журавликами не уходила из памяти поэта, он думал о чудесном появлении журавлей в небе над Хиросимой, о женщинах в белом одеянии, о своих погибших на фронте братьях. Он написал стихотворение.
Мне кажется порою, что джигиты,
С кровавых не пришедшие полей,
В могилах братских не были зарыты,
А превратились в белых журавлей…
Журавли — символ чистоты и красоты, к которым стремится человек…
С согласия Гамзатова некоторые слова в стихотворении заменили, и с тех пор оно звучит так:
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей…
Песня «Журавли» стала звучать как песня-реквием, стала гимном памяти погибшим во время Великой Отечественной войны солдатам, которых авторы сравнивали с клином летящих журавлей, а в последствии — и жертвам терроризма, Чернобыльской катастрофы, военных конфликтов. И в сегодняшние драматические времена песня, как никогда, значима для всего мира.
В фильме «Офицеры» звучат прекрасные слова «Есть такая профессия – Родину защищать». Действительно, защита Отечества — священное дело.
В память о всех погибших солдатах, воинах Расул Гамзатов установил памятник в родном Дагестане с летящими ввысь белыми журавлями. Он олицетворяет погибших солдат с летящими журавлями ,уходящими в небытие.
Сегодня предвечернюю порою
Я вижу, как в тумане журавли,
Летят своим определенным строем,
Как по полям они людьми брели
1941-1945 годы навсегда останутся в нашем сердце, как годы самой длиной и кровопролитной войны. Боль утраты не отпускает и не утихает с годами. Память о защитниках Отечества передается, и будет передаваться из поколения в поколение. Чтобы не прерывалась эта цепочка памяти, мы и отмечаем этот праздник.
Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат.
Всего, друзья, солдат простой
Без званья и наград.
Ему как мавзолей земля —
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой.
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей.
Воевавшие дети невоевавших отцов — так часто говорят о воинах интернационалистах.
Впервые после сорок пятого до конца убедиться, сколь хрупок наш мир, пришлось именно «афганцам». Особый драматизм минувшим событиям придало то, что все эти годы войну и мир разделяла лишь «речка» да короткий воздушный мост.
Те, кто пересекал афганскую границу в теперь уже таком далеком декабре,еще не знал, к чему готовиться и что их ожидает. Они уходили от нас в неизвестность.
Афганистан остается во взоре.
Афганистан остается в груди.
Общая гордость и общее горе,
объединили на жизнь впереди
Встреча на улице, быстрые взгляды…
Нет, мы с ним раньше не виделись.
Но он по загару — из Асадабада,
просто сейчас он живет в Строгино.
Нам не прожить теперь без узнаваний.
Тянутся сами друг к другу сердца.
Пусть мы не встретимся в Афганистане.
Здесь не расстанемся мы до конца.
Виктор Верстаков (воин — интернационалист)
С годами Праздник белых журавлей стал символом общей судьбы русского народа и многочисленных народов Кавказа.
В разных уголках бывшего Советского Союза воздвигнуто 24 памятника журавлям, — целая галерея памятников, где метафора журавлей используется для передачи скорби по воинам, не вернувшимся с войны.
Мы преклоняемся перед ратным подвигом солдат Отчизны. Низкий поклон всем, вынесшим на своих плечах тяготы и лишения военного лихолетья, превозмогавшим боль, кровь и смерть. Низкий поклон и благодарность потомков тем, кто поднял страну из руин, кто всей своей жизнью показал, каким должно быть поколение Победителей. Неумолимо движется время, не остановить, не задержать его. Но в этом неустойчивом мире должны быть вечные ценности. Ценности, которые дают нам право называть себя Человеком. Одна из них — готовность встать на защиту Отечества, и если потребуется, отдать за него свою жизнь.
Сложно представить, что пережили люди на войне и в период её восстановления – разруху! Голод! После этого – локальные конфликты – в Азии, и на Востоке, в Афганистане и Чечне…
Мы должны делать выводы, — наши погибшие ожидают того, чтобы мы не допустили повторения войн. Этот праздник стал примером миролюбия и бережного отношения к истории.
Памятник «Не вернувшимся» или, как называют его в народе, — «Журавли», установлен в честь погибших солдат, участвовавших в контрнаступлении Красной Армии в 1941 году в Ростовской наступательной операции.
Символичная скульптурная композиция «Невернувшимся» (в народе «Журавли») расположена в Октябрьском районе Ростовской области на 1010 км трассы М4.
Мемориал открыт в 1975 году к 30-летию победы в Великой Отечественной войне. Тема памятника навеяна культовым стихотворением «Журавли» поэта Расула Гамзатова, ставшего песней-реквиемом по всем погибшим в войнах.
«Журавли» – один из первых монументов, созданных по мотивам данного стихотворения. Мемориал состоит из двух частей. Первая – фигура женщины, которая олицетворяет матерей, горестно ожидающих сыновей с фронта. Руки ее сложены, лицо выражает напряжение, оцепенение, горечь. Ощущение, будто она превратилась в статую только что.
Взор матери обращен к журавлиному клину на другой стороне трассы. Фигуры птиц стоят на высокой стеле. Они улетают. Клин символизирует всех солдат, «улетевших» из родного дома и павших во время Великой Отечественной войны. Так и стоят они, мать и сыновья, уже много лет, разделенные дорогой и той страшной войной.
Скульптурная композиция «Невернувшимся» отличается от многих памятников, посвященных Великой Отечественной войне, тем, что она действительно аппелирует к памяти народной, а не отмечает место захоронения. Монумент вызывает сильно чувство, пронизывающее насквозь. Проезжая мимо, невольно задумываешься о том кровопролитном времени, когда жизнь народа была на волоске от смерти, и каждый день мог быть последним.
Авторы памятника – ростовчане: скульптор Алексей Харьков, архитектор Александр Петров.
Спасибо за внимание!
Подготовила Дмитренко С.Н.