Здравствуйте, уважаемые читатели!
29 января отмечается День рождения русского писателя, прозаика, драматурга, публициста, врача, общественного деятеля в сфере благотворительности, классика мировой литературы А.П. Чехова.
Родился Антон Павлович Чехов 17 января (по старому стилю) 1860 года в Таганроге. Дед его был крепостным крестьянином Воронежской губернии. С большим трудом за три с половиной тысячи рублей (сумма по тем временам огромная) Егор Михайлович (так звали дедушку) выкупился у помещика. Не от этих ли корней появилось у А.П. обостренное чувство справедливости, независимости и глубочайшего уважения к человеку? Братья Антона Павловича тоже были людьми весьма одаренными, но признавали первенство брата. Мальчиком он учился в местной гимназии, мало располагавшей к развитию талантов. После вынужденного переезда обедневшей, всем задолжавшей семьи в Москву, Антоша начал писать свои первые юношеские пьесы, а в 1879 году поступил на медицинский факультет Московского университета. В 1880 году он напечатал в журнале «Стрекоза» первый свой юмористический рассказ. Редакция сочла, что рассказ написан «недурно», и предложила гонорар в размере 5 копеек со строки. В это же время начинающий писатель работал в земской больнице. А, закончив университет, стал заниматься врачебной практикой и одновременно печататься в московских и петербургских журналах и газетах, вышел первый сборник его рассказов. В это время у юного врача появились первые признаки заболевания легких.
За короткую жизнь А.П.Чехов в своих рассказах и повестях сумел отобразить почти все стороны российской действительности 80 – 90-х годов позапрошлого века. По обилию тем, которые он затронул, Чехову нет равных среди самых прославленных русских писателей. И «малая форма», то есть коротенький рассказ, с внешне незатейливым сюжетом, но с очень глубоким содержанием, удалась особенно Чехову. Он общепризнанный мастер этого жанра, до сих пор непревзойденный в мире.
Чехов поражает читателя достоверным воспроизведением жизни простых людей, их стремлений, их судеб. Язык Чехова доходчив. Предельно правдоподобен. Он изображал жизнь многообразного «среднего» слоя в социальном укладе России, который занимал место между привилегированным дворянством и бесправным крестьянством; этот слой особенно интенсивно развивался в пореформенную эпоху – это разночинская интеллигенция: врачи, учителя, студенты, служащие, инженеры, писатели, артисты, чиновники, купечество. И наконец, Чехов представляет полную возможность самому читателю делать выводы. Последнее особенно важно и составляет особый секрет таланта Чехова.
Удивительны также у Чехова юмор и сатира. Они выступают и в «чистом» виде («Хирургия», «Лошадиная фамилия»), и в сочетании с раздумьями над смыслом жизни, ее трагическими сторонами. Юмор у Чехова рассчитан на умного, думающего читателя, обладающего чувством юмора. Влюбленность в жизнь, изображение бесконечных человеческих изменений, любовь к человеку, каким бы он ни был, — вот в чем тонкость чеховских рассказов.
Антон Павлович Чехов напоминал в свое время, да и теперь напоминает, что жить пошло, скучно, безынтересно нельзя, что «в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Но, чтобы понять Чехова-человека, не нужно представлять его себе таким, каким он выглядит на портретах последних лет: с утомленным лицом, в пенсне, делающим взгляд тусклым. Это не подлинный Чехов. Болезнь и надвигающаяся смерть сделали его таким. Ведь он прожил всего 44 года. Лучше взгляните, каким Чехов был задолго до смерти. Искренний, смелый взгляд, бесстрашно устремленный на мир. Именно бесстрашно и правдиво рассказывал он о людях, обо всем, что видел вокруг.
Он любил повторять, что человек, который не работает, всегда будет себя чувствовать пустым и бездарным. Сам же он работал, даже когда слушал, Его записные книжки полны сюжетов, схваченных на лету. Он берет их из жизни. Например, профессор, узнает, что болен неизлечимой болезнью, и ведет дневник своих последних месяцев. Чехова поражает контраст между трагизмом надвигающейся смерти и обыденностью последних поступков человека. Так родилась «Скучная история». Или еще сюжет. Чиновник брал взятку. В самый момент грехопадения вошел его начальник и подозрительно впился глазами в его кулак, в котором лежала благодарственная кредитка. Чиновник ужасно смутился. — Послушайте! – обратился он к просителю, разжимая кулак. – Вы забыли что – то у меня в кулаке! А такой сюжет: человек, у которого отрезало колесом вагона ногу, беспокоится, что в сапоге, надетом на отрезанную ногу, 21 рубль. Он все записывает: когда живешь дома, в покое, то жизнь кажется обыкновенною, но едва вышел на улицу и расспрашиваешь, например, женщин, то жизнь – ужасна.
Но если жизнь так ужасна, как вынести ее самому и как помочь другим? Прежде всего, активным состраданием. Ни один писатель не действовал так активно, как Чехов – врач и советчик. Он пытался облегчить людские страдания. Кстати, доктором он был превосходным. Живя в Мелихове, он обслуживал 25 деревень, 4 фабрики и монастырь. Часто приходилось ходить пешком по осеннему бездорожью, по двое суток не ночевать дома. Обращавшихся к нему за помощью Чехов лечил бесплатно. У Чехова было доброе, полное сострадание сердце. Иначе бы и не получилось из него писателя. Потребность делать добро была в нем подлинной и устойчивой. И хотя его жизнь была нелегкой: он был долгое время беден и всегда болен, — никто не слышал, чтобы он жаловался.
Его поездка на Сахалин была настоящим гражданским подвигом. Он и сам внутренне гордился ею. Чехов поехал изучать и описывать жизнь каторжников и ссыльных, а также местную природу. «Я видел голодных детей, — писал Антон Павлович, — видел 13-ти летних содержанок. Церковь и школа существуют только на бумаге, воспитывают же детей только среда и каторжная обстановка». Как писатель Чехов оставил нам не только художественное, но и документальное свидетельство – книгу «Остров Сахалин», а как доктор он собрал материала «на три диссертации».
Ялта стала последним приютом больного Чехова. После смерти отца в 1898 году, Антон Павлович решил перебраться со всей семьей в Ялту. Он нашел в самом конце города, в деревне Аутка, подходящий участок земли, продававшийся по сходной цене, и купил его… Был приглашен архитектор, по проекту которого и был построен ялтинский дом. Весной Антон Павлович начал сажать первые деревья в саду. Безгранично любя природу, он хотел создать в Ялте цветущий уголок вокруг своего дома. Здоровье Антона Павловича Чехова в Ялте было переменчиво. Иногда он чувствовал себя очень хорошо и помногу работал в своем кабинете. Но иногда наступали периоды обострения болезни, и Антон Павлович ложился в постель. В Ялте Чеховым написаны такие произведения, как повесть «В овраге», рассказы «Дама с собачкой», «Невеста», пьесы «Три сестры», «Вишневый сад» и многое другое. К лету 1904 года здоровье Чехова настолько ухудшилось, что врачи настаивали на немедленном отъезде на курорт в Германию. Здесь он сначала почувствовал себя лучше, но внезапно состояние резко ухудшилось.
15 июля по новому стилю 1904 года пришла печальная весть из Баденвейлера о смерти Антона Павловича. Смерть его была красива, спокойна и торжественна… Жена Ольга Леонардовна Книппер-Чехова вспоминала: «Пришел доктор, велел дать шампанского. Антон Павлович сел и как-то значительно, громко сказал доктору по-немецки. Потом взял бокал, повернул ко мне лицо, улыбнулся своей удивительной улыбкой, сказал: «Давно я не пил шампанского», спокойно выпил все до дна, тихо лег на левый бок и вскоре умолк навсегда…»
В рассказе « Крыжовник « А.П. Чехов так рассуждает о счастье и несчастье в жизни ; « К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему – то примешивалось что-то грустное… Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сытых, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье… Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из пятидесяти тысяч, живущих в городе, ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился… Все тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания… И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и никто его не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других. Не успокаивайтесь! Не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!»
Подготовила Дмитренко С.Н.