21 августа исполняется 90 лет со дня рождения российского писателя Василия Павловича Аксенова.
Василий Павлович Аксёнов появился на свет в Казани в августе 1932 года. В семье уже подрастали двое детей — Майя, приходящаяся Василию сестрой по отцу, и Алексей, родной брат по матери. Это дети от предыдущих браков Павла Аксёнова и Евгении Гинзбург. Василий стал первым общим ребёнком пары.
Родители Василия Аксёнова были интеллигентными и довольно известными в городе людьми. Павел Васильевич — председатель горсовета и член бюро обкома КПСС. Евгения Соломоновна сначала преподавала в педагогическом вузе, позже возглавила отдел культуры в областной газете.
В 1937-м, в разгар сталинских чисток, отца и мать арестовали. На тот момент будущему писателю исполнилось 4 года. Старших брата и сестру Аксёнова было позволено забрать родственникам. А сына «врагов народа» – Василия – принудительно отправили в детский приют для таких же, как он, детей политических осуждённых.
Только через год родной дядя Васи Андреян Аксёнов смог разыскать маленького племянника и забрать его из Костромского детдома. С 1938-го по 1948-й мальчик жил у родственников в Казани (сейчас здесь открыт Дом-музей писателя, в котором разместился литературный клуб). Мама сумела добиться воссоединения с сыном, когда вышла из колымских лагерей и жила как ссыльная в Магадане.
В 1956-м Василий Павлович Аксёнов окончил медицинский вуз в Ленинграде. По распределению он должен был трудиться врачом на кораблях дальнего плавания, принадлежащих Балтийскому пароходству. Но допуск Аксёнову так и не дали. Мужчине пришлось работать всюду, где принимали. На Крайнем Севере писатель работал карантинным врачом. Потом ему удалось найти место в туберкулёзной лечебнице в столице. По иным сведениям, Аксёнова взяли консультантом в Московский НИИ туберкулёза.
Творческая биография Василия Аксёнова началась в 1960-х. Первой была напечатана повесть «Коллеги», по которой чуть позже снят одноименный фильм с участием Василия Ливанова и Нины Шацкой.
Потом вышли в свет роман «Звёздный билет» (по нему Александром Зархи создана драма, получившая название «Мой младший брат» с Александром Збруевым, Олегом Ефремовым и Андреем Мироновым) и два сборника рассказов — «Катапульта» и «На полпути к Луне». По пьесе Аксёнова «Всегда в продаже» театр «Современник» поставил спектакль.
Имя Василия Аксёнова с каждым годом становится всё более известным в литературных кругах сначала столицы, а потом и страны. Его произведения появляются в «толстых» журналах. Писателя принимают в члены редколлегии иллюстрированного издания «Юность», считавшегося либеральным возмутителем спокойствия, а потому пользующегося безмерной популярностью. Но общественная деятельность Василия Павловича не нравится властям.
Весной 1963-го писатель впервые подвергся критике из уст Никиты Хрущёва, устроившего разнос Аксёнову на показательной встрече с интеллигенцией в Кремле. Усугубило его положение участие в демонстрации, которую попыталась организовать интеллигенция на Красной площади в знак протеста против возможной реабилитации Сталина. Тогда Василия Аксёнова ненадолго задержали дружинники.
В конце 1960-х писатель поставил подпись под несколькими письмами в защиту диссидентов. За это последовало наказание: выговор, занесённый в личное дело, от столичного отделения Союза писателей СССР. С середины 1970-х Аксёнова не печатают в Советском Союзе. Романы «Ожог» и «Остров Крым» он пишет, зная, что они не смогут быть опубликованными на родине. Критика «несоветского» и «ненародного» писателя становится всё более жесткой. Время оттепели закончилось.
Оставив попытки с наскока разбить границы в литературе, Василий взялся сочинять для детей. Повести «Мой дедушка — памятник» и «Сундучок, в котором что-то стучит», роман «Джин Грин — неприкасаемый» долго стояли особняком в советской прозе, предназначенной для юных умов.
Последней каплей, переполнившей чашу терпения властей, становится добровольный выход Василия Аксёнова и ещё нескольких коллег из Союза писателей. На такой поступок они решились в знак протеста против исключения из СП Виктора Ерофеева и Евгения Попова. Позже эти события были описаны в романе «Скажи “изюм”».
В июле 1980 года Василий Павлович получил приглашение в Америку, где напечатаны «Остров Крым» и «Ожог». В одном интервью он признался, что уехал, подстегиваемый страхом за жизнь. В 1980-м писатель возвращался из Казани в Москву на автомобиле и по пути попал в «коробочку», устроенную встречными КАМАЗом и двумя мотоциклами. Чудом удалось проскочить по обочине. Аксёнов расценил происшествие как покушение.
После выезда Василия тут же лишили гражданства СССР. Право вернуться на родину дано спустя 10 лет, но он предпочитает оставаться за рубежом, поселившись с семьёй во французском Бьяррице. В Москве бывает наездами. В период вынужденной эмиграции Аксёнов числился профессором литературы в нескольких университетах Соединенных Штатов.
На протяжении 10 лет советский публицист-журналист работает в «Голосе Америки» и на «Радио Свобода». Его радиоочерки размещаются в разных американских альманахах. Позже они собраны в книге под названием «Десятилетие клеветы».
В США увидели свет произведения Василия Аксёнова, написанные в разные годы и неизданные в Союзе. Также появились новые сочинения: романы «Бумажный пейзаж», «В поисках грустного бэби» и «Московская сага». Последний, история о 3 поколениях одной семьи, состоит из 3 частей — «Поколение зимы», «Война и тюрьма», «Тюрьма и мир». Американские критики назвали сочинение «Войной и миром» 20-го века. Над одноименным сериалом, вышедшим в 2004-м, в качестве арт-директора работал сын автора Алексей Аксёнов.
Опять издаваться в России Василий Аксёнов начал в первом десятилетии 2000-х. В журнале «Октябрь» появился роман под названием «Вольтерьянцы и вольтерьянки», удостоенный Букеровской премии. В 2009-м напечатан последний опус писателя «Таинственная страсть. Роман о шестидесятниках», экранизированный на родине и вышедший в самом конце 2015-го.
Семья сценариста и драматурга не сразу осела в Москве. Свою роль в окончательном возвращении сыграло то, что у издательства Random House, с которым сотрудничал Аксёнов, сменился хозяин. Новый владелец в поисках каналов увеличения прибыли отказался печатать тех, кого принято считать интеллектуалами — спрос на них меньше. В России Василий нашел место, где спасается литература в высоком понимании.
Коллеги по перу Евгений Попов и Александр Кабаков, посвятившие писателю книгу «Аксёнов. Беседы о друге», вообще считали, что Василий Павлович пользовался у женщин повышенным вниманием потому, что был человеком чрезвычайно романтичным, «первоклассным, редко встречающимся мужиком».
Василий Павлович был женат дважды. Первая супруга — Кира Менделева, девушка из непростой семьи. Её отец — венгерский революционер, военный и партийный деятель Лайош Гавро, а бабушка Юлия Ароновна Менделева — создатель и первый ректор педиатрического вуза в Ленинграде. В этом браке родился единственный сын Аксёнова Алексей.
Личная жизнь Василия Аксёнова изменилась после встречи с Майей Кармен, женой знаменитого кинодокументалиста Романа Кармена. Союз с Кирой, по признанию писателя, складывался сложно. Непонимание обострилось, когда пришла популярность.
По слухам, Василий стал причиной разрыва Сергея Довлатова с первой супругой Асей Пекуровской.
СМИ не раз писали, что отношениям Кармен и Аксёнова пытался помешать Юлиан Семёнов, друживший с Романом. Но Майя все равно ушла. Влюбленные поженились в мае 1980-го, а в июле вместе с дочерью Кармен Алёной и внуком Иваном покинули Советский Союз. Жену Василий называл главной страстью всей своей жизни. После переезда в США она работала преподавательницей русского языка в одном из университетов Америки.
Ваня трагически погиб в 1999 году — выпал из окна 7-го этажа, пресса писала, что под влиянием некой секты. В 2008-м умерла во сне от сердечного приступа Алена.
В январе 2008-го Василий Аксёнов был госпитализирован в одну из московских клиник, где у него диагностировали инсульт. После проведённой операции в Научном институте имени Склифосовского ожидаемого улучшения не наступило. Писатель длительное время находился в состоянии комы. Постоянно за ним ухаживала жена Майя.
Весной 2009-го Василия Павловича прооперировали повторно в госпитале имени Бурденко. В июле того же года писателя не стало, причина смерти — осложнения в сердечно-сосудистой системе. Похоронили автора в Москве, на Ваганьковском кладбище. Спустя год на могиле установили строгий гранитный памятник, выполненный по проекту сына Алексея. Прямоугольную стелу украшает фотопортрет Аксёнова, имя и даты жизни.