Здравствуйте, уважаемые читатели!
В 2022 году исполняется 140 лет со дня рождения Б.С.Житкова — российского писателя и путешественника.
Борис Степанович Житков родился 11 сентября 1882 года недалеко от города Новгорода. Его отец был учителем математики, мама занималась воспитанием детей, очень любила музыку, играла на фортепиано. У Бориса было три старших сестры. Дети в этой семье росли самостоятельными. А Борис с самого раннего детства был с характером. Когда Борису было три года, кто-то из гостей подарил ему на именинах две копейки. Никому не сказав, Борис пошёл к пристани покупать пароход, там малышу объяснили, что пароход не продаётся. Но есть в другом конце города магазин, где можно купить игрушечный пароходик. И Борис отправился на поиски магазина. Нашли его за городом, он стоял среди мальчишек и рассказывал им про пароход.
Когда Борису было семь лет, семья переехала в Одессу. Борис был счастлив: рядом было море, гавань, где стояли пароходы. Борис познакомился с мальчишками из гавани, ловил с ними рыбу, облазил все пароходы и маленькие парусные суда. Дом, в котором жили Житковы, выходил во двор, где помещались мастерские пароходства, там были столярные, слесарные, токарные станки, на которых Борис учился понемногу работать. Теперь он мастерил настоящие модели яхт.
Борис учился в гимназии и разрывался от увлечений. Занимался фотографией, любил рисовать, увлёкся игрой на скрипке. Вместе с соседскими детьми взялся выпускать рукописный журнал.
Когда ему исполнилось одиннадцать лет, их семье подарили парусную шлюпку, на которой он катался вместе с сёстрами. У Бориса Житкова всю жизнь было увлечение морем, кораблями, путешествиями, а вот писателем он никогда не мечтал стать. Первое морское путешествие Борису посчастливилось совершить в тринадцать лет.
В эти годы он со всей своей энергией бросился вырабатывать свой характер и силу воли. В гимназии вместе с Борисом учился Коля Корнейчуков. Он вспоминал, что Борис был молчаливый, надменный, очень прямой. Сидел в классе всегда впереди, но ребята его уважали, им нравилось то, что Борис живёт среди кораблей, что все его дяди адмиралы, что у него есть собственная лодка, телескоп, скрипка, чугунные шары для гимнастики и дрессированный пёс.
Повзрослев, Борис Житков стал изучать математику и химию в Новороссийском университете. Летом 1905 года, когда началась первая русская революция, а на броненосце «Потёмкин» взвился красный флаг, студент Житков ночью на паруснике, притушив огни, перевозил оружие восставшим матросам и портовым рабочим. За участие в «беспорядках» его исключили из университета. Он пытался перевестись в Петербургский университет и, конечно, получил решительный отказ.
Бориса Степановича манили вольные ветры и морские просторы. Он сдал экзамен на штурмана, летом нанимался на парусники, ходил по Чёрному морю и к дальним берегам: в Турцию, Болгарию. Плавал и по Средиземному морю, и по Красному. И где только он не побывал!
В 1909 году Борис Житков отправился в ихтиологическую экспедицию по Енисею.
В 1912 году Житков на учебно-грузовом судне совершил кругосветное плавание. Начал он это плавание юнгой, затем стал кочегаром и к концу путешествия уже был помощником капитана. Был в Индии, на Цейлоне, в Китае, в Японии.
Россия накануне революции. В стране неразбериха, на биржах труда толпились безработные. Даже такому опытному и знающему человеку, как Житков, нелегко было найти работу инженера. Ему приходилось голодать, скитаться.
В 1923 году Житков приехал в Петроград, больной и без денег. У него украли документы, нужные для поступления на работу. В отчаянии он явился к своему школьному другу Николаю Корнейчукову, который стал известным писателем Корнеем Чуковским. Целый вечер развлекал его детей рассказами о своих путешествиях и морских приключениях. Чуковский предложил ему написать на этой основе рассказ.
И вот, со страстью, с которой мальчишкой водил яхту по Чёрному морю, он – человек немолодой, бросился в литературную работу. Писательский талант у Житкова раскрылся в нём как-то сразу и разгорелся быстро и ярко.
«Если я начну писать про то, чего не знаю, – это вот будут подлинные враки», – говорил он. И писал о том, что знал: о дальних странах, о честных моряках, о работящих слонах и храбрых мангустах, о том, как люди летают на Северный полюс и строят электростанции.
Житков сумел написать настоящую энциклопедию для детей – книгу «Что я видел», где рассказывается и о метро, и о семафоре, и об огороде, и о зверях в зоологическом саду. Повествование ведётся от имени мальчика Алёши.
В сборнике «Морские истории» — рассказы о нелёгком труде моряков, об их ежедневном подвиге, о случаях, происходящих в море.
В сборнике рассказов «Что бывало» — в увлекательных сюжетах то, что было с автором в его интересной, бурной жизни.
Любил Житков рассказывать в своих книгах и про животных, жизнь и повадки которых он отлично знал.
У Житкова самого всегда были собаки и кошки, а однажды — даже ручной волк. Кошки у него давали лапку и шли на свист. А этого добиться от кошки чрезвычайно трудно. У Житкова есть рассказ «Про обезьянку», про маленького, бесстрашного и проказливого макаку Яшку. Такую обезьянку ему действительно подарили, когда он еще учился в одесской гимназии.
В Индии он видел слонов в лесу, на работе, наблюдал, как они таскают брёвна, как нянчат детей; видел, как маленький зверёк мангуста воюет со страшной змеёй; как умны, шаловливы и надоедливы обезьянки.
Борис Степанович прожил всего 56 лет, но успел написать много. Ему нравилось пробовать себя в разной работе. То напишет рассказ для совсем маленьких ребят, то сказку, то пьесу, а то — и большой роман для взрослых. Недаром его называли «Вечным Колумбом», то есть вечным искателем. А отдыхал он, играя на скрипке.
Прошло почти сто лет. Сколько потрясений пережила наша страна, сколько поколений сменилось. Но у каждого поколения вновь и вновь возникают всё те же вопросы: отчего идёт дождь, отчего море солёное, кто живёт на другой стороне Земли и так до бесконечности. Детям важно, чтобы тот, кто отвечает на их вопросы, всё это видел сам, чтобы мог терпеливо и доступно рассказать о мире, его простых и таких сложных вещах. Поэтому книги Бориса Житкова вряд ли устареют когда-либо, ведь детям во все времена нужен умный взрослый друг, готовый поделиться своими богатейшими знаниями, передать им своё умение и весь свой опыт.