Литератор-педагог

Этот год был объявлен годом педагога и наставничества и сегодня, 17 января, ежегодно отмечается международный день наставничества. Мы предлагаем Вам вместе с нами узнать о личностях всем известных литераторов, которые были не только писателями, но и наставниками, педагогами сеющими разумное, доброе и вечное.

Жуковский Василий Андреевич (1783-1852) – русский поэт, переводчик, критик, основоположник романтизма в русской поэзии.

Василий Жуковский более 25 лет служил в царской семье. Сначала он поступил на должность чтеца к императрице Марии Федоровне, затем преподавал русский язык принцессе Шарлотте, а позже стал наставником наследника престола, будущего императора Александра II. Своему воспитаннику Жуковский хотел дать хорошее фундаментальное образование, поэтому и готовился к преподаванию основательно. Он прочитал множество книг, от античных до современных, ознакомился с идеями прогрессивной швейцарской педагогики. Жуковский сам собрал для ученика библиотеку, разработал план обучения и даже распорядок дня. Чтобы наследник престола досконально изучил историю России, Жуковский приглашал к нему известных ученых, а на уроках использовал данные императорских архивов. Наставник организовал для Александра и познавательное путешествие по России. Василий Жуковский всегда открыто выступал за отмену крепостного права и идеи свои доносил до будущего императора. Возможно, влияние наставника сыграло не последнюю роль во внутренней политике Александра II.

Своим учителем считал Жуковского А. С. Пушкин. В сентябре 1815 года Жуковский дарит ему в честь окончания поэмы «Руслан и Людмила» свой портрет с надписью «Победителю-ученику от побежденного учителя».

Одним из эпизодов жизни писателя, тогда еще только переехавшего в Петербург, стала его работа преподавателем истории в Патриотическом институте (женское учебное заведение). Кроме места в институте, Гоголь получил возможность вести частные занятия (в аристократических семействах Лонгиновых, Балабиных, Васильчиковых).

Николай Васильевич Гоголь (1809 —1852) Русский прозаик, драматург, критик, публицист, признанный одним из классиков русской литературы. Происходил из старинного малороссийского дворянского рода Гоголей-Яновских.

В 1834 году его назначили на должность адъюнкта по кафедре истории в Петербургском университете. Николай Васильевич мечтал занять кафедру истории в открывающемся Киевском университете, но не был туда принят, однако ему предложена была такая же кафедра в Петербургском университете. Н.В. Гоголь был единственным преподавателем на университетской кафедре истории, который читал авторский курс. Один из его бывших студентов писал:«Гоголь прошел по кафедре как метеор, с блеском оную осветивший и вскоре на оной угасший, но блеск этот был настолько силен, что невольно врезался в юной памяти». Однако с невиданным энтузиазмом взявшись за преподавание, он довольно быстро к нему охладел . Николаю Васильевичу стало откровенно скучно.В 1835 году он отказался от профессуры, оставил учительское ремесло и полностью сосредоточился на литературной работе.

 «Я расплевался с университетом, — резюмировал Николай Васильевич. — Неузнанный взошел я на кафедру и неузнанный схожу с нее»

Лев Николаевич Толстой. (1828-1910) русский писатель и просветитель, боевой офицер, служивший на Кавказе и принимавший активное участие в Крымской войне, награжден орденом Святой Анны 4-й степени, основоположник религиозно-нравственного учения – толстовства.

Лев Николаевич Толстой открыл 26 народных школ и сам обучал грамоте крестьянских детей. Писатель много путешествовал, он изучал образовательные системы других стран. Наиболее интересные методики применял в русских школах. В Яснополянской, например, царили особые правила. А точнее, их не было совсем — ученикам давали полную свободу. Жесткой образовательной программы не было, в классе ученики сидели, где хотели, домашнюю работу давали не на дом, а делали прямо в школе. В любое время дети могли пойти домой, но часто, увлеченные беседами, они засиживались с учителями допоздна.

Сам Лев Николаевич преподавал старшим ученикам математику, физику, историю. На его занятиях дети писали сочинения, лучшие из них потом зачитывали и обсуждали в классе. Давать уроки Лев Толстой продолжал с перерывами до конца жизни. Свои задумки и методики он описывал в педагогическом журнале «Ясная Поляна». В 1872 году Толстой издал «Азбуку» — четырехтомник с былинами, баснями, загадками для учеников и методическими советами для учителей.

Павел Бажов. (1879-1950) — русский и советский писатель, фольклорист, публицист, журналист. Получил известность как автор уральских сказов.

Преподавал Бажов русский язык: сначала в сельской школе, потом — в духовных училищах Екатеринбурга и Камышлова. Ученики были в восторге от приветливого учителя: и голос не повышал, и с ответом не торопил. А воспитанницы Екатеринбургского епархиального училища его просто обожали. Когда учителям на литературных вечерах раздавали цветные бантики, Павлу Бажову доставалось больше всего. Подопечные помогали ему собирать материал для сказок: на каникулах записывали пословицы и загадки. Да и сам он времени не терял — в свободное время путешествовал по уральским деревням и слушал старинные предания.

После революции жизнь Павла Бажова сильно изменилась. Он вступил добровольцем в Красную армию. Когда Бажов вернулся в Камышлов, духовное училище было закрыто. Бывшего учителя взяли на работу в редакцию газеты «Красный путь». С тех пор он уделял больше времени писательской деятельности.

Юрий Коваль (1938-1995) советский русский детский писатель и поэт, а также сценарист мультфильмов и фильмов для детей, художник и скульптор, автор-исполнитель песен.

Юрий Иосифович Коваль окончил историко-филологический факультет Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина, получив диплом учителя русского языка, литературы и истории, а также диплом учителя рисования. Работал учителем в сельской школе в Татарии до 1963 года. Из-за нехватки учителей пятого-седьмого классов он преподавал самые разные предметы: географию, историю, русский, литературу и пение.  Иногда составлял для учеников диктанты в стихотворной форме. Одну историю из школьной жизни Юрий Иосифович запечатлел в рассказе «Как я съел жаворонка». Ученики писателя самыми счастливыми годами своей жизни считают школьные годы, когда их учил строго и весело Юрий Иосифович Коваль.

В каких книгах можно отыскать описание различных образов учителя:

Аксаков С.Т. Воспоминания (Гимназия)

События, о которых повествуют эти «Воспоминания», относятся к 1801–1807 гг., ко времени пребывания С. Т. Аксакова в Казанской гимназии и университете. «Воспоминания» хронологически завершают автобиографическую трилогию Аксакова, хотя писались они почти одновременно с последними главами «Семейной хроники»

Бунин И. А. Жизнь Арсеньева: автобиографический роман; Учитель: повесть

История становления личности юного дворянина, поэта Алексея Арсеньева, от младенчества до зрелости. Первые воспоминания и впечатления, учёба в гимназии, первые влюблённости — в крестьянку и соседку, познание смерти, иллюзии и увлечения, путешествия. Из всех этих осколков Бунин воссоздаёт быт России XIX века и подводит итог всей русской литературе этого периода.

Пушкин А. С. Капитанская дочка.

 В романе  «Капитанская дочка» Пушкин описывает преподавателя-самозванца Бопре, который «в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию pour être outchitel, не очень понимая значение этого слова». Пушкин от лица Петруши Гринева пишет, что Бопре был «добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности». Они с главным героем тотчас поладили, хотя вместо того чтобы учить Гринева говорить по-французски, по-немецки и всем наукам, Бопре предпочел наскоро выучиться от него кое-как болтать по-русски, и потом каждый занимался своим делом. «Мы жили душа в душу. Другого ментора я и не желал», — писал Гринев в своих мемуарах, которые цитирует Пушкин.

Толстой Л. Н. Отрочество, Юность: повести

 Вопросы воспитания волновали великого писателя на протяжении всей его долгой жизни. Делу воспитания детей он отдавался с такой же страстностью, с какой творил свои художественные произведения. Будучи офицером и принимая участие в боевых операциях на Кавказе, Л. Н. Толстой пишет «Детство» и «Отрочество», «Юность» — произведения одновременно поэтические, психологические и педагогические, трилогию, посвященную становлению человеческой личности.

 Васильев И. А. Крестьянский сын: повесть

Повесть лауреата Государственной премии, публициста Ивана Афанасьевича Васильева «Крестьянский сын» – о становлении характера «интеллигента из народа» «крестьянского сына», начинающего учителя Николая Васильевича Иванова, о послевоенной жизни села и сельской интеллигенции. 

Набоков В. В. «Пнин»

Это четвертый англоязычный роман Владимира Набокова, жизнеописание профессора-эмигранта из России Тимофея Павловича Пнина, преподающего в американском университете русский язык, но комическим образом не ладящего с английским, что вкупе с его забавной наружностью, рассеянностью и неловкостью в обращении с вещами превращает его в курьезную местную достопримечательность.