Час информации «Знай свои права» — в рамках Дня защиты прав потребителей

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня во всем мире отмечается День защиты прав потребителя. Потребители – это все мы с вами. Мы пользуемся общественным транспортом, услугами ЖКХ, ходим в магазины и развлекательные центры, учимся и путешествуем — потребляем ежедневно, даже когда спим. Суть праздника в том, чтобы рассказать людям об их правах в сфере потребления, а это огромные объёмы информации! Масштаб всемирности этого праздника говорит о той значимости, которая придаётся защите прав потребителей во всех странах, ведь добросовестное поведение лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и соблюдение прав потребителей, способствует развитию благоприятных экономических правоотношений в частности, государства и общества в целом.

В этот день организаторы устраивают различные акции, семинары и открытые конференции.  Уже традиционно 15 марта по стране работают горячие линии. Каждый желающий может по телефону получить подробное разъяснение своих прав как потребителя той или иной услуги. В СМИ публикуются познавательные статьи, в которых рассказывается, как правильно вернуть деньги за товар ненадлежащего качества, куда обращаться в случае спорных моментов, каков порядок судебных разбирательств и т.д.

Всемирный день защиты прав потребителей принято отмечать в день выступления президента США в Конгрессе, в котором были сформулированы четыре основных права потребителя: право на безопасность, право на информацию, право на выбор, право быть услышанным. Позднее к ним добавились ещё четыре: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей, право на здоровую окружающую среду.

15 марта 1983 года, когда Генеральной Ассамблеей ООН был принят документ, названный «Руководящие принципы Организации Объединенных Наций по защите прав потребителей», а этот день был закреплён в международном календаре праздничных дат как Всемирный день защиты прав потребителей.

Необходимость принятия в России специального закона, направленного на защиту интересов всего населения, была вызвана тем, что действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя, продавца (исполнителя), являвшихся государственными организациями. Немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны прав и интересов потребителя, были заблокированы ведомственными нормативными актами и просто ставили потребителя в фактическую зависимость от воли продавца (исполнителя, изготовителя), о равноправии сторон приходилось говорить только формально.

Первой попыткой создания специального законодательства была разработка осенью 1988 года Закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей». Большая часть этого законопроекта была посвящена проблемам качества товаров и услуг, и лишь один раздел содержал нормы, направленные на защиту интересов потребителей.  Впервые признавалась необходимость принятия специальных норм законодательства, устанавливающих гарантии государственной защиты интересов потребителей. Проект широко обсуждался, но был отвергнут. Поворотным моментом в создании потребительского законодательства стало принятие 22 мая 1991 года Закона СССР «О защите прав потребителей». В связи с распадом СССР он так и не вступил в силу.  Закон «О защите прав потребителей» впервые в России был принят 7 февраля 1992 года и вступил в силу 7 апреля того же года.

В России День защиты прав потребителей получил признание после принятия Закона «О защите прав потребителей». В Законе регулируются отношения между потребителями и изготовителями, импортерами, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливаются права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяется механизм реализации этих прав.

Реализацию прав и законных интересов потребителей в России призвана обеспечить система органов и организаций, основными из которых являются:

— уполномоченный федеральный орган исполнительной власти — Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор);

— союз потребителей Российской Федерации (СПРФ), созданный в декабре 1990 года. В настоящее время СПРФ объединяет свыше 100 республиканских, краевых, областных, городских и районных общественных объединений.

За эти годы более миллиона обратившихся в СПРФ граждан, чьи потребительские права были нарушены, получили квалифицированную юридическую помощь. Применение законодательства о защите прав потребителей показало его действенность, которое во многом основано на международных принципах защиты прав потребителей.  

Что нужно знать потребителю, чтобы правильно действовать в случае нарушения его прав?

Правило 1.  Закон обязывает продавца, изготовителя и исполнителя предоставлять потребителю полную и достоверную информацию. Если какие-то существенные для вас товар или услуга, а также те, кто их предлагает, вам не знакомы, то соберите о важном для вас товаре или услуге как можно больше информации из различных источников: специальных журналов, Интернета, посоветуйтесь с профессионалами, внимательно изучите сопроводительную документацию (технический паспорт, инструкцию по эксплуатации), сведения на этикетке. Помните, что эта информация должна быть обязательно на русском языке.

Не делайте необдуманного выбора, не покупайте первое, что вам попалось на глаза. На рынке достаточно большая конкуренция, и у вас есть возможность сравнить цены на товары и услуги, оценить предлагаемый уровень потребительских свойств и функций, выбрать более надежную фирму. Никогда не покупайте товар, срок реализации (срок годности) которого истек, даже если его вам предлагают по сниженной цене. Это прямое нарушение Закона продавцом.

Правило 2. Вам обязаны выдать документ, подтверждающий факт покупки или оказания услуги. Это кассовый чек или квитанция, билет или договор. Всегда их берите и сразу никогда не выбрасывайте. В документах должен быть указан срок гарантии, отмечена дата продажи. Обязательно посмотрите на оформление документа: наличие в нем информации о названии фирмы (предприятия), её адрес, печать, подписи, убедитесь в том, что название магазина, где вы совершаете покупку, соответствует названию в заполненных и передаваемых вам документах. Если позже с приобретенным вами товаром возникнут неприятности, наличие этих документов (хотя по Закону их отсутствие не является основанием для отказа вам в законной претензии) поможет без лишних проблем возместить стоимость товара или обменять его на другой.

Правило 3. В случае возникновения конфликта, есть определённая последовательность действий, которой следует придерживаться. Важно грамотно, со знанием своих законных прав вести разговор с представителями фирмы и, прежде всего, правильно оформить претензию, в которой должны быть четко изложены суть дела и ваши требования. Претензию обязательно надо подать в письменном виде и потребовать от представителя продавца сделать отметку о приеме на втором экземпляре, который останется у вас. Если вам откажут в этом, то претензию надо будет направить продавцу заказным письмом с уведомлением о вручении. Не забывайте, что ваша опора — это Закон «О защите прав потребителей», а также конкретизирующие и дополняющие его правила торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей.

Правило 4.  Надежным помощником при составлении претензии могут стать государственные или общественные органы по защите потребительских прав. В администрациях многих городов, районов, областей есть специальные работники, которые по долгу службы обязаны защищать права потребителей.

Потребительский рынок представляет собой широкий спектр предприятий и организаций, где граждане приобретают товары и услуги для личных бытовых нужд и законодательство о защите прав потребителей действует не только применительно к торговле продовольственными товарами и услугам общественного питания, но и к другим сферам, включая ЖКХ, платные медицинские, транспортные, гостиничные, почтовые, банковские, туристические, ритуальные услуги, образование, культура, бытовое обслуживание, услуги связи, автостоянок, долевое строительство жилья и т.д.

Всемирный день защиты прав потребителя ежегодно проходит под определённым девизом.  Новый год — новая тема. Девиз Всемирного дня потребителей в 2022 году — «Справедливые цифровые финансовые услуги». Использование цифровых технологий и интернета позволило финансовым организациям ускорить и упростить доступ к своим услугам.  Быстро развивающийся и сложный характер цифровых финансовых услуг демонстрирует потребность в инновационных подходах к регулированию, а также в цифровых финансовых услугах и продуктах, в основе которых лежит защита и расширение прав и возможностей потребителей.

Этот день является напоминанием нам, потребителям о наших правах, с помощью которых государство охраняет наши интересы. Тот, кто освоит основы потребительских знаний и будет их применять на практике, станет защитником не только себя, но прав и интересов множества других граждан.

Помните! Грамотный потребитель это – тот, кто:

— всегда честен с собой и окружающими и соблюдает законы;

— разумно распоряжается имеющимися средствами;

— всегда читает инструкцию и следует ей;

— сохраняет товарные, кассовые чеки, гарантийные талоны и квитанции;- предъявляет только обоснованные претензии и доводит начатое дело до конца.

Спасибо за внимание! Подготовила Дмитренко С.Н.

28 Comments on "Час информации «Знай свои права» — в рамках Дня защиты прав потребителей"

  1. I was just telling my friend about that.

  2. Very nice post. I just stumbled upon your weblog and wanted to say that I’ve truly enjoyed browsing your blog posts. In any case I’ll be subscribing to your rss feed and I hope you write again very soon!|

  3. Why is it I always really feel like you do?

  4. I was just telling my friend about that.

  5. Oh my goodness! Incredible article dude! Thank
    you, However I am experiencing problems with your RSS.
    I don’t know why I cannot subscribe to it. Is there anyone
    else getting identical RSS problems? Anybody who knows the answer will you kindly respond?
    Thanks!!

  6. Fine way of telling, and good paragraph to take facts about my presentation subject matter, which
    i am going to convey in academy.

  7. Terrific work! That is the kind of info that should be shared around the internet.
    Disgrace on Google for not positioning this put up higher!

    Come on over and talk over with my site . Thank you
    =)

  8. Attractive part of content. I simply stumbled upon your weblog
    and in accession capital to claim that I acquire actually loved account your weblog posts.
    Anyway I will be subscribing for your augment or even I success you
    get right of entry to persistently quickly.

  9. I’ll right away grab your rss as I can not to find your e-mail subscription hyperlink or newsletter service.
    Do you have any? Kindly let me realize so that I may just subscribe.

    Thanks.

  10. Unquestionably consider that which you stated.
    Your favorite reason appeared to be on the net the easiest factor to
    be aware of. I say to you, I certainly get annoyed while other
    folks consider issues that they just don’t recognize about.
    You controlled to hit the nail upon the highest and outlined out the whole thing
    without having side effect , people could take a signal.
    Will probably be back to get more. Thank you

  11. A fascinating discussion is definitely worth comment. I do believe that you ought to write more on this subject
    matter, it might not be a taboo matter but typically people don’t speak about such topics.
    To the next! Many thanks!!

  12. I have been surfing on-line greater than 3
    hours as of late, yet I never discovered any attention-grabbing article like yours.
    It is beautiful price enough for me. In my view, if all site owners and bloggers made good content
    as you did, the internet will probably be much more helpful than ever before.

  13. After looking over a handful of the blog posts on your web site,
    I seriously like your technique of blogging. I saved as a favorite
    it to my bookmark website list and will be checking
    back in the near future. Take a look at my
    web site as well and tell me how you feel.

  14. Write more, thats all I have to say. Literally, it seems as though you relied on the
    video to make your point. You clearly know what youre talking about, why throw away your intelligence on just posting videos to your
    blog when you could be giving us something enlightening to read?

  15. What’s up, this weekend is nice in support of me, since
    this time i am reading this fantastic informative piece
    of writing here at my home.

  16. Great post. I used to be checking continuously this weblog and I am impressed!
    Extremely useful information specifically the remaining section 🙂 I
    handle such info a lot. I used to be seeking this particular info for a long time.
    Thanks and good luck.

  17. Hello there! This article couldn’t be written any better!
    Going through this article reminds me of my previous roommate!
    He constantly kept talking about this. I most certainly will send this
    post to him. Fairly certain he’s going to have a great read.

    Many thanks for sharing!

  18. Hmm is anyone else having problems with the
    pictures on this blog loading? I’m trying to figure out if its a
    problem on my end or if it’s the blog. Any responses would be greatly appreciated.

  19. Incredible! This blog looks just like my old one! It’s
    on a completely different subject but it has pretty
    much the same layout and design. Wonderful
    choice of colors!

  20. My brother recommended I might like this website.
    He was entirely right. This post truly made
    my day. You cann’t imagine just how much time I had spent for this
    info! Thanks!

  21. Very good blog! Do you have any helpful hints for aspiring writers?
    I’m hoping to start my own blog soon but I’m a little lost on everything.

    Would you advise starting with a free platform
    like WordPress or go for a paid option? There are
    so many choices out there that I’m completely overwhelmed ..
    Any tips? Bless you!

  22. I do not even know how I ended up right here, however I thought this post was good.
    I don’t understand who you’re but certainly you’re going to a well-known blogger in the event you aren’t already.

    Cheers!

  23. This information is invaluable. When can I find out more?

  24. Do you have a spam issue on this site; I also am a blogger,
    and I was wondering your situation; we have created some nice procedures and we are looking to exchange strategies with others, why not shoot me an email
    if interested.

  25. Hi there to all, the contents existing at this web site are genuinely remarkable for people experience, well, keep up the
    nice work fellows.

  26. I was suggested this blog by way of my cousin. I am now not sure whether or not this put up is written by way of him as nobody else know such certain about my trouble. You’re amazing! Thank you!|

  27. I got this web site from my pal who told me about this site and now this time I am browsing this web page and reading very informative articles or reviews here.|

Leave a comment

Your email address will not be published.


*